Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О ком следует думать, когда произносишь проклятия?

Темы: Молитва Амида, Грех, Молитва, Проклятие, Овадья Климовский, Кавана

Отложить Отложено

Здраствуйте. Спасибо за ваш сайт. Что нужно думать (какая должна быть кавана) во время произнесения: а) Благословения против доносчиков в Шмоне Эсре, если можно, на все слова. б) В Псалмах Давида при упоминании «решаим», «поалей авен» и «ойвай». Для меня это очень важно, ведь это по сути проклятия. И не дай Б-г проклясть невиновного или близкого. (В молитве Таханун говорится «рашану» и т.д., какая связь с приведенным выше?). Большое спасибо

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

А) Браха «против доносчиков» изначально была направлена против сектантов, которые, как это принято, чинили традиционным евреям препятствия, донося на них римским властям. Самая простая кавана, которую требует от нас Закон — это сосредоточиться на смысле произносимых слов (Шулхан Арух, Орах Хаим, 98,1).

Попробуем примерно передать смысл слов этой брахи по-русски:

Пусть у доносчиков не будет надежды, и все зло (комментаторы подчеркивают, что надо желать уничтожения зла, а не злодеев — следует желать, чтобы они раскаялись) пусть мгновенно пропадет. И все Твои враги пусть побыстрее исчезнут, и злоумышленников разрушь на корню, разбей, принизь и подчини скорее, в наши дни. Благословен Ты, а-Шем, разбивающий врагов и подчиняющий (принижающий) злоумышленников.

(Враги — это ненавидящие, но бездействующие, а злоумышленники — те, кто не только замышляет, но и претворяет в жизнь свои планы).

Б) Прежде всего отметим, что если Вы читаете Псалмы, Вы никого не проклинаете. Вы только читаете то, что написал царь Давид, но и написанное им не является проклятием. А то, что может быть все-таки расценено как проклятие, направлено, безусловно, только против тех, кто этого заслужил. В конце концов, и самим злодеям лучше, чтобы их деятельность прекратилась как можно раньше — тем меньший груз будет лежать на их совести. Решаим — это общее обозначение злодеев, но, скорее, определяющее их внутреннюю сущность, а поалей авен — это активно действующие злодеи (возможно, не так уж и испорченные внутри). Ойвай переводится как «Мои враги» — наши мудрецы поясняют, что любой враг еврейского народа является врагом Всевышнего.

Рашану — это от того же корня, «мы злодействовали».

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Почему негры чернокожие?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.