Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие запреты нарушает человек, если ездит на велосипеде в субботу?

Темы: Запреты, Суббота, Рав Нохум Офман

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины!

Какие мелахот шаббат человек нарушает, если катается (без цели приехать) или ездит (с целью приехать) на велосипеде в Шаббат?

Спасибо,
Женя

Отвечает рав Нохум Офман

Уважаемый Женя,

Если место, где едут, является «решут а-рабим» (общим владением), тогда, возможно, нарушается запрет переноса предметов на расстояние 4-х амот в «решут а-рабим» (и в любом случае нарушается запрет переноса из общего владения в «решут а-йахид», частное владение, когда выносят велосипед из дома на улицу).

Если место, где едут, является «кармелит» (не является ни общим, ни частным владением), то запрет мудрецов нарушается, когда выносят велосипед из дома в «кармелит», а также, возможно, нарушается запрет переноса предметов во владении «кармелит» на расстояние 4 амот. Кроме того, существует запрет мудрецов покидать «субботние пределы», то есть выходить на расстояние более 2000 амот за пределы города.

Если место, где едут, является «частным владением» (например, местом, где есть надёжный эрув – «смешение владений», специальная система, превращающая квартал в закрытый участок, «решут а-йахид»), то при езде на велосипеде не происходит нарушения запрета из Торы. Однако практически любая починка велосипеда (например, накачать шины, вернуть на место упавшую цепь) является запрещённой в субботу работой «маке бэ-патиш» («завершающего удара молотка» – завершения работы).

Есть мнение, что нет запрета ездить на велосипеде в «частном владении» (см. респонсы Рав Пэалим, Орах Хаим, часть I , симан 25), однако, по мнению большинства галахистов и, насколько мне известно, всех авторитетных раввинов нашего поколения это запрещено. Рамбан (Ваикра 23:24) пишет, что запрет «млахот» это запрещающая заповедь, а человек, который физически трудится, не нарушая запрета «млахот», нарушает предписывающую заповедь – заповедь субботнего покоя. По мнению Циц Элиэзер (21, 27) езда на велосипеде также является нарушением этой заповеди. По другим мнениям езда является нарушением запрета мудрецов совершать «будничные действия». Кроме того, по многим мнениям, запрещено ездить на велосипеде, так как мудрецы запретили совершать действия, которые могут привести к нарушению Шабата. При езде на велосипеде мы опасаемся, что, забыв про Шабат, человек может починить велосипед (например, накачать шины) или выехать за «субботние пределы».

С уважением,
Нохум Офман

Слушайте:   Уроки по законам субботы

Читайте: обзор на тему Запреты Субботы

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.