Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему молоко человека-женщины кошерно, а верблюда - не кошерно?

Темы: Кашрут, Овадья Климовский, Грудное вскармливание

Отложить Отложено

Не понимаю, почему молоко человека-женщины кошерно, а верблюда - не кошерно?

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте! Дело в том, что Талмуд провозглашает принцип: «Выходящее из чистого – чисто, выходящее из нечистого – нечисто» (трактат Бехорот, 5:2). Поэтому молоко, которое дают животные, запрещенные Торой нам в пищу, тоже запрещено. Человек же не относится к нечистым животным, так же, как и к чистым. По той простой причине, что человек – не животное, а особое создание. Это не означает, конечно, что человека можно есть (упаси Б-г!), как пытаются представить картину некоторые антисемитские клеветники. Однако, молоко, производимое человеком, не запрещено в пищу. Для этого необходимо сцедить молоко в посуду и тогда его можно пить. Вопрос нужно ли?

В свете вышесказанного становится непонятной одна вещь – как же Тора разрешила употребление в пищу пчелиного меда? То, что это разрешено, совершенно ясно из Танаха и Талмуда (Бехорот, 7:2). Последний объясняет, почему можно есть мед. Интересно, что, как и по многим вопросам, мнения мудрецов разделились. По мнению одного из них, мед пчел является исключением из правила. Сама Тора разрешила его есть. Существует немало примеров тому, как Тора, запрещая целый ряд вещей, для одной из них делает исключение. Однако более занимательно объяснение другого мудреца: «Пчелы поглощают цветочный сок, но, производя мед, не добавляют в него ничего из своего организма». Таким образом, нет оснований запретить его.

Остается только полюбопытствовать – откуда почти две тысячи лет назад мудрецы могли знать, что энзим, с помощью которого пчела превращает нектар в мед, полностью распадается, завершив свою работу. И поэтому мед выходит из пчелы без примеси какого-либо вещества из ее организма. И желудочный сок пчелы не примешан к меду, так как нектар изначально поступает в отдельный желудочек, где нет этого сока. Ученые лишь недавно обнаружили эти факты, откуда же они были известны мудрецам? Наверное, по традиции, как и все, что они знали об устройстве мира. Ведь если это можно было установить опытным путем, никто бы не спорил с этим. А так – мудрецы, не получившие этой традиции, утверждали просто – Тора разрешила.

Читайте:

613 заповедей

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.