Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему нельзя носить одежду из смешанной ткани?

Темы: Шаатнез, Запреты, Рав Реувен Куклин, Одежда

Отложить Отложено

Добрый день! В книге Левит написано, что нельзя носить одежды из разных тканей, но вот сейчас не могу нигде этого найти. Это правда? Почему?

Татьяна

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Татьяна.

В книге Ваикра (Левит 19:19) сказано, что запрещено надевать одежду из ткани, сотканной из шерсти и льна вместе. Этот запрет приводится также в книге Дварим (22:11).

О смысле заповеди:

Б-г обещает Ицхаку (Бэрешит 26:5): «И умножу потомство твоё, как звёзды небесные; и дам потомству твоему все земли эти; и благословятся в потомстве твоём все народы земли, За то, что послушался Авраам гласа Моего и хранил завещание Моё: повеления (мицвотай) Мои, уставы (хукотай) Мои и учения Мои».

Объясняет Раши различие между хуким и мицвот: «Мицвотай – законы, которые, если бы они не были записаны (в Торе), всё равно следовало бы повелеть соблюдать, как, например, запрет грабежа и кровопролития. Хукотай – законы, о смысле которых дурное стремление и народы мира задают вопросы, как, например, запрет есть свинину и надевать одежду из смешанной ткани – из шерсти и льна. А эти законы не имеют (понятного человеку) смысла, это постановление Царя и уставы Его для рабов Его».

Из слов Раши мы учим, что все заповеди делятся на две основные группы:

  1. מצוות (мицвот) [1] – это такие заповеди, смысл которых ясен, и, если бы Творец не приказал нам их соблюдать, мы бы могли своим разумом понять необходимость их соблюдения.
  2. חוקים (хуким) – это такие заповеди, у которых нет явного смысла.

В словах Раши заключается ответ на Ваш вопрос: у заповеди шаатнез нет смысла, доступного человеческому пониманию.

Однако слова Раши не означают, что в этой заповеди нет никакого смысла. Без сомнения, у каждой заповеди Творца есть глубочайший смысл. Как сказал царь Давид (Теилим 119:96): "Всему совершенному я видел предел, но заповедь Твоя пространна безмерно". Раши имеет в виду, что хуким – это такие заповеди, смысл которых сокрыт от нашего понимания.

Существование заповедей, у которых нет явного смысла, показывает, что выполнение заповедей не должно зависеть от того, понятны они нам или нет. Зная, что Творец приказал нам выполнять их для того, чтобы обрести благо, как сказано (Дварим 10:13): «Чтобы соблюдать заповеди Господа и уставы Его, которые Я заповедую тебе для твоего же блага», мы понимаем, что, несомненно, в этих заповедях сокрыт огромный смысл, и поэтому выполнение их приносит нам благо. В реальности мы пользуемся различными вещами, и решающим для нас является не понимание принципа их действия, а та польза, которую мы от них получаем.

Более того, истинная причина, по которой мы выполняем заповеди, в том, что так нам приказал Творец и Царь всей вселенной. Как пишет Раши: «Постановление Царя и уставы Его». Тот, кто выполняет только заповеди, смысл которых ему ясен, показывает, что, соблюдая заповеди, он намеревается не выполнить волю Б-га, а принести пользу самому себе.

Кроме того, необходимо знать, что даже когда речь идёт о заповедях, имеющих явный смысл, мы всё равно не можем постичь все причины, по которым они были даны. Сказал как-то рав Нойгершл: «Если бы я понял полностью смысл какой-либо заповеди во всех её аспектах, в тот же день мог бы сказать, что эта заповедь не была дана Творцом". Поскольку, если я могу сам полностью постичь смысл этой заповеди, нет необходимости, чтобы её дал мне Творец вселенной.

"Смысл заповедей" на иврите называется " טעם המצוות ", буквально "вкус заповедей", поскольку осознание смысла заповеди даёт нам возможность почувствовать её вкус, соединиться с ней. Однако это не более чем «вкус». Когда речь идёт о лекарствах, от которых зависит наша жизнь, мы не задумываемся об их вкусе, нам достаточно, что их прописал врач, чтобы спасти нас. Подобный подход должен быть и к заповедям Всевышнего.

С уважением,
Реувен Куклин 

Читайте:

Все законы Торы – вне пределов нашего понимания



[1] В других местах они называются мишпатим ( משפטים ).

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.