Темы: Рав Реувен Куклин, Талмуд, Суд, Загробная жизнь, Изучение Торы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПо ссылке: /rus/articles/art/3668 . Это ответ р. Куклина. Там говорится, что говорят мудрецы: когда человек после смерти попадает на небесный суд, его, прежде всего, спрашивают, выделял ли он себе постоянное время для изучения Торы.
А пятьсот раз слышал, что первый вопрос, вел ли человек свои дела честно... Ну и как это все между собой вяжется? Нет ли противоречия? Откуда человек может вообще знать, что первым делом у него спросит Вс-вышний, который, кстати, и так все знает?
Александр
Уважаемый Александр!
Есть два места в словах мудрецов, которые, на первый взгляд, противоречат друг другу. В трактате Сангедрин (7а) говорится, что прежде всего человека судят за изучение Торы, а в трактате Шаббат (31а) – что прежде всего спрашивают человека, насколько честно он вёл свои дела.
Для того чтобы согласовать какие-либо противоречия в изречениях, нам сначала необходимо понять, о чём в точности говорит каждое из этих изречений. Разобраться в этом нам может помочь тот контекст, в котором приводится одно из них.
Известно, что Устная Тора (Мишна, Талмуд) делится на 6 основных разделов («сдарим»):
В трактате Шаббат утверждается, что в словах пророка Йешаягу (33:6) есть намёк на эти разделы. «Зераим» сопоставляется там с верой (поскольку для выполнения заповедей, связанных с земледелием, например, заповеди о седьмом годе, заповеде о трумот и маасрот, требуется особенно крепкая вера). После этого приводится выражение Рава, что, когда человек предстаёт после смерти перед высшим судом, его, прежде всего, спрашивают, вёл ли он свои дела честно (с верой), а после этого спрашивают, выделял ли он себе постоянное время для изучения Торы.
Объясняет Виленский Гаон (основываясь на контексте высказывания Рейш Лакиша), что судят, насколько хорошо человек учил все 6 разделов Торы. И это можно понять из того, как выученное выражается в его действиях (Тора – от слова ораа – наставление, без намерения воплотить то, что изучено, в действие учёба не имеет ценности, см. Иерусалимский Талмуд 1:2). Поэтому прежде всего человека спрашивают о первом «разделе» Торы, разделе веры, в какой мере он вёл свои дела «с верой», а затем спрашивают о втором «разделе» – «Время», в какой мере он освящал различные времена в своей жизни, и это, в первую очередь, выражается в выделении постоянного времени для изучения Торы и т.д. (см. там, какие вопросы задают по другим «разделам»).
Выходит, что между двумя высказываниями мудрецов нет противоречия, из обоих следует, что прежде всего человека судят за то, как он учил Тору, однако одно высказывание (Сангедрин 7а) сообщает об этом в общей форме, а второе (Шаббат 31а) детализирует, каким образом судят человека за изучение каждого «раздела» Торы.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте:
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Существуют определенные места, которые были созданы для душ, покинувших тело.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Зеев Урман
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.