Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что послужило "соломинкой, сломавшей шею верблюду"?

Темы: Реформизм, Реувен Куклин, Ассимиляция, Катастрофа

Отложить Отложено

Катастрофа еврейского народа: что могло послужить \"соломинкой, сломавшей шею верблюду\"? И почему такая высокая цена была запрошена Творцом?

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый спрашивающий!

У пророка Йешаягу (55:9) сказано: "Ибо, (как) небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои – мыслей ваших". Нам невозможно понять все замыслы Б-га исчерпывающим образом.

Несмотря на то, что невозможно понять все замыслы Б-га, из всего происходящего мы обязаны сделать какие-то выводы и чему-то научиться. Как сказал царь Давид (Тэилим 119:99): "От всех учивших меня умудрялся я". Имеется в виду, что царь Давид делал выводы из всего, что происходило вокруг него.

Задумаемся над одним из аспектов катастрофы, может быть, тогда сможем найти частичный ответ на Ваш вопрос.

Пророк Йехезкель говорит от имени Б-га (20:32-33): "И задуманному вами – не бывать тому, сказанному вами: "Будем, как (другие) народы, как племена (других) стран…". Жив Я, – слово Г-спода Б-га! Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся воцарюсь над вами". Из этих слов мы учим, что, если евреи захотят забыть о своём еврействе, возжелают стать как все другие народы и слиться с ними, Б-г напомнит им об их еврействе с гневом. Говорит Тора (Дварим 28:49-50): "Поднимет Господь против тебя... народ дерзкий, который не почтит старика и младенца не пощадит".

Подавляющее большинство евреев, живших в Германии в те времена, захотели слиться с немецким народом. Они начали молиться на немецком вместо святого языка, перестали читать молитву о возвращении в Иерусалим, сказав: "Берлин – это наш Иерусалим". Не символично ли, что именно та нация, с которой евреи так хотели слиться, напомнила евреям столь страшным способом об их еврействе, истребляя всех, без малейшей жалости к старикам и младенцам.

В Пасхальной Агаде мы читаем, что Яаков спустился в Египет временно, не намереваясь остаться там навсегда. Объясняет Виленский Гаон: если бы это было не так, у евреев не было бы позже возможности выйти из Египта. "И стали (евреи) народом" – они были особенными, выделялись среди других народов, помнили о своём еврействе. Самое худшее – когда евреи забывают о своём еврействе, о своей особой миссии в этом мире.

До возникновения в Германии реформистского течения, провозгласившего: "Будь неевреем на улице", евреи, несмотря на все свои грехи, помнили о своём еврействе и гордились им. С возникновением движения Аскалы ("Просвещения") и реформистского иудаизма многие евреи стали стремиться забыть о своём еврействе, о своей традиции. Возможно, именно это явилось "соломинкой, сломавшей спину верблюду".

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:  

Духовный кризис перед Катастрофой

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.