Темы: Испытание, Природа, Авраам, Ицхак, Шхина, Гостеприимство, Работа, Самосовершенствование, Сдом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШ-лом уважаемый рабби! Почему Авраам заступался за сдомитов перед разрушением города, но не заступался за Ицхака перед акедой (жертвоприношением, буквально «связыванием» — прим. ред.)? Андрей
Шалом, Андрей!
Полагаю, наш праотец Авраам был мудрым человеком и мог самостоятельно определить, в чем именно состоит его испытание.
Приведу Вам такой пример. В самом начале главы Ваера (Берешит 18:1) говорится о том, как Авраам в жаркий день сидел у входа в шатер, поджидая гостей. Там ему является Всевышний, и Авраам тут же, подняв глаза, видит трех путников, которые приближаются к его шатру.
Авраам просит разрешения у Всевышнего прервать их разговор и устремляется к путникам, умоляя их остановиться у него, стать его гостями. Отсюда мудрецы выводят правило: «оказать гостеприимство важнее, чем предстать пред ликом Шхины (Б-жественного присутствия)» (Шабат 127а). Но откуда сам Авраам знал об этом важном правиле?
Принято объяснять, что Авраам решил стоящую перед ним дилемму следующим образом. Общение с Всевышним — это невероятное, непередаваемое наслаждение. А прием гостей — тяжелая работа. Нужно готовить еду, подавать ее, занимать гостей беседой. Авраам решил, что в этот мир мы приходим для работы, а не для наслаждения, поэтому предпочел то, что тяжело, — тому, что приятно.
Впрочем, нет сомнений, что этот выбор Авраама не остался без награды. Ведь нет для человека большей радости в этом мире, чем осознание, что он смог преодолеть себя и свою природу.
Так и здесь. Если бы Б-г поделился с нами Своим планом уничтожения Сдома, что бы мы Ему сказали, если бы представляли, о каких именно людях идет речь? Мы бы наверняка выразили глубокое удовлетворение таким решением Всевышнего, а может быть, даже предложили свои услуги в скорейшем их уничтожении.
Точно такой же соблазн, вероятно, был у Авраама, поэтому он решил пойти против собственной природы и заступиться за этих людей, выражая надежду, что они еще не окончательно потеряли возможность измениться.
Авраам полагал: если в Сдоме и близлежащих городах еще осталось энное количество праведников, их присутствие может помочь остальным жителям долины Сдома изменить свое поведение.
Причем речь шла не о праведниках в нашем понимании, Авраам говорил не о раве Штейнмане и не о раве Элияшиве. Речь шла о «сдомских праведниках», то есть о людях, которые попытались бы отказаться от идеи «познать» ангелов — гостей Лота, говоря, к примеру: «Это не для меня», «Я слишком стар для этого», «Я не сторонник подобных развлечений» и т.п.
Но не нашлось ни одного подобного человека: «Еще не легли они, как городские жители, люди Сдома, окружили дом, от молодого до старого, весь народ, от края (до края)» (Берешит 19:4). Детей привезли на колясках, стариков — в инвалидных креслах, а больных принесли на носилках из больницы. К сожалению, надежда Авраама в тот час оказалась напрасной.
Что же касается жертвоприношения Ицхака, здесь естественным поведением каждого человека было бы — защищать своего ребенка любой ценой, даже ценой собственной жизни. Поэтому Авраам решил пойти против собственной природы и молча подчиниться приказу Всевышнего…
Причем его испытание, как мне кажется, состояло не в том, чтобы своими руками принести в жертву Б-гу собственного сына, а в том, чтобы не терять надежды и не переставать верить в то, что Б-г — абсолютно добр и не допустит никакой несправедливости.
Он уже обещал Аврааму: «ибо в Ицхаке наречется род тебе» (Берешит 21:12) и не откажется от своего обещания. Да, Б-г потребовал, чтобы Авраам принес сына в жертву, и тот не мог понять, как разрешить это противоречие, но твердо верил — с Ицхаком не случиться ничего плохого, Б-г не допустит этого. Как в результате и оказалось.
И, в целом, праведник вовсе не обязан постоянно подчиняться заранее заданной схеме. Возьмите того же Авраама, который сказал царю Сдома: «Поднимаю руку мою к Господу Б-гу Всевышнему, Владыке неба и земли, Что от нитки до ремешка от обуви — не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: “я обогатил Аврама”» (Берешит 14:22, 23). Это не помешало ему прежде принимать богатые дары от Фараона и Авимелеха.
Мудрый человек должен уметь ломать схемы, а не только следовать им.
С уважением, Арье Гальчук
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Натан Агрес
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Эльяким Залкинд
Слова Каина противоречат догматам иудаизма?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Реувен Куклин
Там нет ничего живого — это ещё одно предупреждение, что лезть туда не нужно
Рав Реувен Пятигорский
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.