Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Опять война. Чем я могу помочь?

Темы: Страдания, Война, Цдака, Интернет, Молитва, Хесед, Изучение Торы, Смерть, Жизнь, Страх

Отложить Отложено

Мы находимся далеко от Юга. У нас всё более-менее спокойно. Но от всего, что творится вокруг, волосы встают дыбом. Никогда не думал, что такое может случиться, что снова война. В голове путаница и неразбериха. Что я могу сделать, чтобы хоть как-то помочь ситуации? Барух

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Барух,

Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, мало кто ожидал, что такое может случиться. Никто не остается равнодушным. Боль слишком велика. И страх не оставляет.

В субботу мы закончили ежегодный цикл чтения Торы. Среди последних стихов Торы читаем: «И умер там Моше, раб Б-жий…» (Дварим 34:5). Талмуд (Бава Батра 15а) спрашивает: возможно ли, что Моше записал в Торе эти слова о своей смерти? Один из ответов следующий: эти слова записал его ученик и преемник — Йеошуа бин-Нун. Другой ответ: Б-г диктовал, а Моше записывал в слезах…

Простое значение слов «Моше записывал в слезах»: Моше, записывал стихи, в которых говорилось о его смерти, плача о том, что ему вскоре предстоит умереть.

Но есть и другое объяснение: слово «димА» («слезы») следует читать как «медумА» — «смешение, замешательство». Моше записывал эти стихи в смятении, поэтому не понимал, что он на самом деле пишет. Когда глаза наполняются слезами, зрение затуманивается и невозможно ясно видеть.

Мы видим, что бывает время, подходящее для слез и смятения. Это приблизительно то, что ощущает сейчас каждый еврей. Мы, евреи, умеем ощущать чужую боль. Еврейский народ плачет и находится в смятении. Это нормально. Есть время, когда правильная реакция — это слезы, они лучше слов, лучше любых ответов и объяснений.

После того, как мы переведем дух, придет время снова взяться за работу. Что же требуется от нас сейчас? Точно — не сидеть целый день в интернете или перед телевизором. Страшные картины, мнения обозревателей и теории конспирации точно никому не помогут.

Нужно быть слепым, чтобы не понимать: сегодня нам не на кого положиться, кроме нашего Отца Небесного. Он руководит этим миром, и всё находится под контролем, даже когда мы этого не ощущаем.

Чего не делать — понятно, а делать-то что? Вот несколько практических действий, которые могут помочь еврейскому народу в это тяжелое время, во время войны, к которой мы не стремились.

1. Молитва

Как известно, молитва — не только действенный способ повлиять на ситуацию. Она также помогает человеку справиться с ситуацией, в которой он оказался. Мы можем этого достичь, изливая сердце перед Всевышним.

Несколько моментов:

— обращаться к Всевышнему можно не только с помощью установленных молитв, но и просто своими словами, когда на сердце тяжело;

— легче молиться о чем-то конкретном: если у Вас есть родственники или друзья, проживающие на Юге, включите их имена в свою молитву;

— молитесь о скорейшем исцелении раненых и обязательно — о скорейшем возвращении заложников домой;

— молитесь за еврейских солдат, которые, рискуя собственной жизнью, защищают нас;

— читайте Тэилим (Псалмы). Существует давний обычай читать Тэилим в трудную минуту. Царь Давид написал волнующие слова, которые подходят к нашей сегодняшней ситуации. Обычно читают Тэилим 83, 91, 121, 130, 142.

2. Изучение Торы

Изучение Торы не только исправляет этот мир, но и в принципе дает этому миру силу существовать. Поэтому даже 5-10 минут изучения Торы сверх обычного в результате станут надежной защитой для всех. Неспроста руководители нашего поколения приостановили каникулы и призвали учеников вернуться в ешивы.

3. Единство еврейского народа

Не секрет, что перед началом войны все мы видели беспрецедентное отсутствие единства в Стране — между левыми и правыми, религиозными и нерелигиозными. Многие люди чувствовали, что подтачиваются сами основы нашего народа.

Какая трагедия, что для того, чтобы нас объединить, нужна война… Единство не означает единогласия, всеобщего единомыслия. Оно предполагает элементарное уважение и понимание другого, искреннюю попытку увидеть разумность другой стороны, ее человечность и любить ближнего «с другой стороны» как брата или сестру.

В эти роковые дни важно сознательно работать над тем, чтобы уменьшить количество споров и оскорблений, а также — над воспитанием в себе искренней любви и уважения к людям. Мы сможем победить врага, только если объединимся.

Возможно, чтобы хоть как-то исправить ущерб, нанесенный раздорами, стоит рассмотреть возможность помощи ближним: принимать и размещать эвакуированных с обстреливаемых территорий.

4. Раскаяние

«Пересмотреть» свои действия по отношению к Б-гу и другим людям: что можно исправить в исполнении заповедей? И постараться это исправить. Каждая заповедь, каждое доброе дело увеличивает свет в мире и создает духовную силу. В период опасности еврей должен ещё больше остерегаться нарушения законов Торы, чем в любое другое время.

5. Цдака и хесед

Делать хесед — помогать другому еврею, чем возможно. Это может быть помощь добрым словом, деньгами, какими-то необходимыми действиями. Хесед обладает огромной духовной силой, это большая заслуга перед Б-гом. И эта заслуга может спасти.

Помогать нуждающимся и изучающим Тору — давать цдаку (пожертвования, милостыню). Сказано в книге Мишлей: цдака тациль ми-мовет  — «…добродетель (цдака) спасает от смерти» (Мишлей 10:2).

Пусть Всевышний спасет и обережет еврейский народ, даст нам силу и благословит миром.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.