Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

10 блиц-ответов на самые распространенные вопросы о Рош а-Шана

Темы: Запреты, Праздники, Заповеди, Зажигание свечей, Молитва, Благословения, Обычаи

Отложить Отложено

Предлагаем Вашему вниманию 10 вопросов о законах и традициях Рош ашана, которые еще не обсуждались у нас на сайте.

1. Когда зажигают свечи в Рош а-Шана?

2. Когда зажигают свечи во второй день Рош а-Шана?

3. Когда можно начать приготовления к вечерней трапезе во второй день Рош а-Шана?

4. В каком порядке едят «симаним» на трапезе в Рош а-Шана?

5. Нужно ли произносить благословение на те «симаним», на которые обычно произносят «Борэ при а-адама» («…Создавший плод земли»)?

6. Какие орехи не принято есть в Рош а-Шана?

7. Как поступить тому, кто забыл произнести вставку «Яале вэ-яво» в молитве после трапезы «Биркат а-Мазон» в Рош а-Шана?

8. Когда можно садиться в синагоге при повторении хазаном (кантором) молитвы Рош а-Шана?

9. Чего мы желаем друг другу вечером в Рош а-Шана?

10. Обязана ли женщина слушать трубление в шофар в Рош а-Шана?

Отвечает рав Яков Шуб

1. Когда зажигают свечи в Рош а-Шана?

Как существует заповедь зажигать свечи перед субботой, так существует и заповедь зажигать свечи перед Рош а-Шана и другими праздничными днями.

Поскольку Рош а-Шана не суббота, а Йом Тов (праздник), разрешено переносить огонь. Поэтому некоторые зажигают свечи прямо в Рош а-Шана перед трапезой. Другие зажигают перед наступлением Рош а-Шана — как перед наступлением субботы. Тем, у кого нет постоянного обычая, следует зажигать свечи до наступления Рош а-Шана.

Если первый день Рош а-Шана выпадает на Субботу, то по всем мнениям зажигают до наступления Рош а-Шана.

2. Когда зажигают свечи во второй день Рош а-Шана?

Во второй день Рош а-Шана свечи разрешено зажигать только после выхода звезд, т.к. запрещено подготовлять что-либо в первый день Рош а-Шана на второй. Перед зажиганием свечей произносят: «Барух а-Мавдиль бейн койдеш ле-койдеш» («Благословен Отделяющий святое от святого»).

3. Когда можно начать приготовления к вечерней трапезе во второй день Рош а-Шана?

По той же причине нельзя начинать приготовления к вечерней трапезе во второй день Рош а-Шана до выхода звезд.

Поэтому до выхода звезд нельзя накрывать на стол, разогревать и варить еду и т.п. для вечерней трапезы второго дня Роша а-Шана.

4. В каком порядке едят «симаним» на трапезе в Рош а-Шана?

«Симаним» начинают есть с финика, на него произносят благословение «Борэ при а-эц» («…Создавший плод дерева»), т.к. он относится к «семи видам плодов, которыми славится земля Израиля». Если нет финика, то начинать следует с граната.

Дальше можно есть симаним в любом порядке.

5. Нужно ли произносить благословение на те «симаним», на которые обычно произносят «Борэ при а-адама» («…Создавший плод земли»)?

На часть симаним, с которых начинают трапезу, обычно произносят благословение «Борэ при а-адама», например, «силка» — это свекла, «кара» — особый вид тыквы, морковь и т.п. Существует спор, надо ли произносить на них благословение во время трапезы Рош а-Шана.

Согласно первому мнению, благословение «Борэ при а-адама» произносить не надо, т.к. эти овощи считаются частью трапезы. По другому мнению, благословение следует произнести, т.к. эти овощи едят только в качестве симаним, а не как часть трапезы.

Чтобы учесть оба мнения, можно произнести благословение «Борэ при а-адама» на продукт, который точно не является частью трапезы, например, на банан. Если такой возможности нет, то можно полагаться на первое мнение.

6. Какие орехи не принято есть в Рош а-Шана?

В Рош а-Шана не принято есть орехи, т.к. гематрия[i] слова אגוז(«орех») — такая же, как гематрия слова חטא («грех»). Не принято есть: грецкие орехи, пекан, фисташки, миндаль, кедровые орешки.

7. Как поступить тому, кто забыл произнести вставку «Яале вэ-яво» в молитве после трапезы «Биркат а-Мазон» в Рош а-Шана?

Тот, кто забыл вставку «Яале ве-яво» («Да поднимется и придет… к Тебе… наша молитва…») после утренней трапезы не должен произносить «Биркат а-Мазон» снова, т.к. некоторые галахические авторитеты разрешают поститься в Рош а-Шана.

Существует спор, что делать тому, кто забыл вставку «Яале ве-яво» после вечерней трапезы. Поэтому лучше попросить другого человека, чтобы он произнес «Биркат а-Мазон» со вставкой для вас, и Вы, таким образом, выполнили бы мицву (заповедь) с его помощью. Если такой возможности нет, то не надо читать заново.

8. Когда можно садиться в синагоге при повторении хазаном (кантором) молитвы Рош а-Шана?

Изначально надо стоять все время, пока хазан повторяет молитву. Кому это тяжело, может сесть, при этом помня о «порядке приоритетов»:

1. можно сесть, только когда ковчег закрыт;

2. можно сесть, когда произносят дополнительные гимны (пиютим), даже когда ковчег открыт;

3. в крайнем случае можно сидеть и во время повторения основного текста молитвы.

9. Чего мы желаем друг другу вечером в Рош а-Шана?

После молитвы и приходя домой в первую ночь Рош а-Шана произносят следующее благословение-пожелание:

לשנה טובה תיכתב ותיחתמ לאלתר לחיים טובים ולשלום.

Лэ-шана това тикатэв вэ-тихатэм лэ-альтер, лэ-хаим товим у-лэ — шалом («Да будете вы записаны (в Книгу Жизни) на хороший год, хорошую жизнь и мир немедленно, и пусть эта запись будет скреплена печатью».

Это же пожелание женщине звучит так:

לשנה טובה תיכתבי ותיחתמי לאלתר לחיים טובים ולשלום.

Лэ-шана това тикатви вэ-тихатми лэ-альтер, лэ-хаим товим у-лэ-шалом.

После утренней молитвы в первый день Рош а-Шана и после вечерней молитвы во второй день Рош а-Шана говорят:

גמר חתימה טובה.

Гмар хамита това («Хорошей окончательной записи»).

10. Обязана ли женщина слушать трубление в шофар в Рош а-Шана?

Женщина не обязана слушать трубление в шофар в Рош а-Шана, т.к. это заповедь, связанная с определенным временем. Тем не менее, большинство женщин стараются приложить усилия, чтобы послушать шофар, если это возможно. Поэтому те женщины, которые не могут присутствовать на молитве и слушать шофар, могут прийти на трубления, которые организуют позже специально для женщин.

С уважением, Яков Шуб


[i] Числовое значение слова. Каждая буква еврейского алфавита имеет числовое значение. Сумма числовых значений всех букв слова — его гематрия.

Материалы по теме

Откуда взялась традиция зажигать свечи?

Рав Овадья Климовский

Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?

Еврейская одежда

А. Фейгин

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Браха 2

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.