Темы: Танах, Антисемитизм, История, Осквернение Имени Всевышнего, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВесь еврейский мир следит за происходящим в Швеции. Там собираются публично сжечь Танах. Как объяснить очередной виток антисемитизма в Скандинавии? Дэйвид
Уважаемый Дэйвид,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Прежде, чем перейти непосредственно к ответу на Ваш вопрос, давайте немного углубимся в историю.
Если мы обратимся к событиям Второй мировой войны, то нельзя забывать, что Швеция была одной из немногих стран, которые открыли свои границы и были готовы принимать евреев как во время войны, так и после нее. Многие чудом выжившие узники концлагерей, которых, как выяснилось, не желали принимать нигде, нашли пристанище в Швеции.
В свое время там, в городе Лидинге, была открыта даже религиозная ортодоксальная школа для девочек. Интересно, что многие ее выпускницы в дальнейшем вышли замуж за видных мудрецов Торы, например, рабанит Вольбе, рабанит Ланда и многие другие. Поэтому понятно, что еврейский народ бесконечно благодарен этой стране за ее бескорыстное гостеприимство.
И хотя сегодня Швеция не является большим другом евреев и Израиля, то, что она дала разрешение на публичное сожжение Танаха перед израильским посольством, не следует рассматривать как акт антисемитизма.
Давайте разберем почему. Прежде всего, совсем недавно такое же разрешение было дано в отношении Корана. И Коран всё-таки публично сожгли. И здесь мы полностью солидарны с тем негодованием, которое эта провокация вызвала в мусульманском мире. Таким образом, понятно, что эти действия направлены не только против евреев.
Современный мир поклоняется поддельному либерализму и нигилизму. Это «религия», которая отрицает любые ценности и дает легитимацию любой мерзости. Не секрет, что в современном обществе минимальные принципы морали уже давно разрушены. И хотя происходящее пытаются скрыть за красивыми словами типа «свобода слова», «демократические ценности» и т.п., но давайте посмотрим правде в глаза и согласимся, что основное предписание новой религии: живи в свое удовольствие, т.к. всё равно скоро умрешь.
Один из величайших еврейских раввинов-мыслителей, рав Ицхак Гутнер[i], в свое время сказал, что всегда в обществе существовали люди, которые совершали преступления, делали гнусные дела и бесконтрольно следовали своим желаниям. Различие заключается лишь в том, что раньше эти люди понимали, что они поступают неверно и хоть когда-то мучились угрызениями совести.
Сегодня же вседозволенность возведена в ранг самостоятельной ценности и идеологии, и уже нет надежды, что человек когда-либо будет сожалеть о том, что сделал. Он ведь поступает в соответствии с принятыми нормами — и никто не может указывать ему, как жить. Таким образом, идеология отрицания любых ценностей «украла» у человечества и понятие совести.
Поэтому, когда шведы разрешили публично сжечь Танах, они сделали это не из антисемитизма, ненависти к евреям и Израилю. Они сделали это ради любви к себе, из любви к своей новой религии, согласно которой «всё разрешено и нет ничего святого». Любой нормативный человек понимает, что сожжение святых книг чудовищно оскорбляет чувства религиозных людей. Тем не менее, шведский закон не может запретить это: ведь такой запрет противоречил бы нормам современной религии вседозволенности.
А нам остается лишь молиться, чтобы Всевышний помог человечеству открыть глаза и понять, куда оно катится.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Ицхак бар-Хаим-Йоэль Гутнер (Пахад Ицхак; 5666-5741 / 1906-1980, Польша, Эрец-Исраэль, США), выдающийся еврейский ученый нашего времени, один из лидеров еврейства США, автор широко известной книги «Пахад Ицхак» и основатель одноименной ешивы в Иерусалиме.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе что-то на эту тему?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Моше Пантелят
Ведь решения прежних поколений не всегда обязывают последующие...
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Моше Ойербах
Рав Ашер Кушнир
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.