Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему нельзя отменить устаревшие законы?

Темы: Заповеди, Моше Пантелят, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

Непонятно, почему нельзя отменить гзерот в наше время?

Отвечает рав Моше Пантелят

Действительно, согласно одному из принципов Торы, решения прежних поколений не всегда обязывают последующие. Стоит открыть сборник законов, собранных Рамбамом (см. Илхот Мамрим 2), как сразу убеждаемся, что решение раввинского суда (бейт-дин), касающееся толкования закона Торы (мидеорайта), может быть изменено любым бейт-дином в последующих поколениях. Однако решение, которое касается постановления мудрецов (миде­раба­нан), может быть изменено, но уже только бейт-дином, превосходящим предыдущий по числу членов и по их мудрости (Что само по себе сложно, потому что мудрость Торы «тает» на глазах от поколения к поколению).

Теперь к Вашему вопросу о гзерот (так называемых «оград вокруг закона Торы»). Условия, на которых мудрецы принимали гзерот, таковы: если они не распространились в народе, их отменяли, но если они в свое время широко распространились, то их никто и никогда не сможет отменить. Даже если эти гзерот покажутся неактуальными в каком-то поколении. Таков их юридический статус.

Нечто подобное можно встретить и в современном законодательстве: некоторые законы может отменить любая сессия законодательного собрания, а другие могут быть аннулированы только большинством в 2/3 или 3/4 голосов, и т.п.

Стоит прибавить еще одно соображение. Мудрецы не всегда объявляли причины принятых ими гзерот (чтобы люди, считающие себя умниками, не стали утверждать, что опасение, высказанное мудрецами-перестраховщиками нереально, поэтому необязательно соблюдать данную «ограду»). В ряде случаев обнародовалась только одна причина, а дополнительные оставались скрытыми (тому есть примеры в Талмуде). Поэтому, хотя объявленная в свое время причина становится иногда неактуальной, остаются другие причины, не раскрытые в свое время и неизвестные нам сегодня.

С уважаением, рав Моше Понтелят.

Читайте: Обязанность соблюдать законы, разработанные мудрецами

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.