Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли наказание за нехорошие мысли?

Темы: Мысли, Йецер а-ра, Испытание, Награда и наказание, Свобода выбора, Самосовершенствование, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Здравствуйте! Наказывает ли нас Всевышний за нехорошие мысли, которые приходят к нам случайно? Если начинаем представлять? Как к этому относиться? Должны ли мы делать Тшуву (раскаиваться) каждый раз? Спасибо! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Представляется, что ответ на Ваш вопрос содержится в комментарии рава Шимшона-Рефаэля Гирша[i] на Пятикнижие (Берешит 6:5). Он объясняет, чем является пресловутый йецер а-ра — «дурное начало»: это на самом деле не какая-то отдельная сила, влияющая на человека. Нет, слово йецер означает «продукт» (от корня йуд-цади-рэйш, смысл которого — «создавать», «производить») мыслей человека — то, что приходит ему на ум. Хорошие идеи или плохие, в зависимости от качеств характера самого человека. После чего у него остается свобода выбора: последовать пришедшей в голову идее или отвергнуть ее.

Если так, нехорошие мысли, которые приходят к нам в голову, — это и есть йецер а-ра! Оно самое. А значит, за само его появление мы наказание не получаем. Оно и логично: мысли ведь могут приходить «сами», не спрашивая нас, неужели всё равно нас накажут за них?

Нет, за само их появление не накажут, об этом можем не беспокоиться. Но можем и должны беспокоиться о следующем этапе — нашей реакции на их возникновение. Ведь вся суть и цель «встречи» с йецер а-ра — испытание для нас. Пришла в голову нехорошая мысль — что с ней сделаем? Решим, что круто, и последуем за ней — значит, поддались соблазну и сделали неправильный выбор, а за это уже действительно будет наказание, если не раскаемся. Или скажем (подумаем): нет, как можно! — и отвергнем. Это значит, выдержали испытание и, наоборот, получим награду.

Другое дело, что всё-таки сам факт возникновения той или иной мысли свидетельствует о характере человека и его духовном уровне. Ведь даже если кто-то, например, нас жутко раздражает или стоит на нашем пути к успеху, большинству из нас не придет в голову: «Надо бы его убить». А если кому-то такая мысль пришла, значит, даже если человек не осуществит ее, всё равно он потенциальный убийца. Сейчас воздержался — хорошо, сделал правильный выбор, получил награду. А если в следующий раз не воздержится? Слишком важна ему будет цель, на пути к достижению которой стоит этот человек, или уж слишком тот его будет раздражать. Это как злая собака на цепи: а если сорвется?

Таким образом, даже если за сами мысли не полагается наказания, это еще не значит, что можно ни о чем не волноваться. Формального раскаяния, может быть, не требуется, но определенно не помешает призадуматься о своем духовном уровне и поработать над собой.

Об этом говорит рав Деслер[ii]: чем выше уровень человека, тем выше его «точка выбора». Для «среднего» человека вопрос, убить кого-то или нет, ниже его «точки выбора»: тут выбирать нечего, даже мыслей таких нет. А что-то может быть и выше его «точки выбора», например, никогда ни на кого не повышать голоса, даже если очень раздражен. И понятно, что каждому надо работать над повышением своего уровня, чтобы в результате его «точка выбора» поднималась выше и выше и всё большее число неверных решений оставались ниже ее. Хотя в результате ему не будет полагаться награда за воздержание от убийства, поскольку это не будет стоить ему никаких усилий, он получит награду за само повышение уровня и «точки выбора».

Это особенно верно именно в отношении заповедей типа мишпатим — доступных человеческому разуму, типичным примером которых как раз является запрет убийства.

Раши[iii] (Ваикра 20:26) приводит слова мудрецов: не надо говорить: «Мне противна свинина! Не хочу надевать шаатнез (одежду из смеси шерсти и льна)!» Лучше сказать: «Хочу, но что могу поделать, Творец мне запретил!»

Однако Рамбам[iv] (Шмона Праким 8) объясняет, что так следует относиться только к хуким — заповедям, смысл которых нам естественным образом не понятен. Поэтому их надо исполнять как царский указ — и даже подчеркивать это: мол, сам бы я так не сделал, но делаю ради Царя.

Но с заповедями, постижимыми разумом, всё иначе. Если кто-то скажет: «Хочу убить этого человека, но что поделать, Б-г мне запретил!», то он, как сказано, вовсе не великий праведник. А, скорее, потенциальный убийца, злая собака, которую удерживает только «цепь». Нет, суть запрета убийства — не только не убивать, но и стать человеком, для которого убийство немыслимо. Работать над собой и, если надо, изменять свой характер, развивать любовь к людям. И цель таких заповедей — не просто добиться от нас каких-то действий или воздержания от каких-то действий, а улучшить наш характер, сделать нас хорошими людьми.

Таким образом, если, не дай Б-г, нам в голову придет мысль о действии, неприемлемом для хорошего человека, нужно не столько каяться, сколько всерьез задуматься о том, кто мы такие и кем хотим быть, и постараться развить в себе соответствующие качества. Постараться достичь уровня, на котором и мыслей таких у нас не будет.

В то же время надо понимать и правильно оценивать свои силы, и не слишком убиваться и впадать в отчаяние, если возникает впечатление, что нехороших мыслей слишком много. Мы не ангелы, а люди, мысли к нам приходят — и не всегда самые благие. И если мысль уже пришла, то прошлого не изменишь, и главное — не то, что нам пришло в голову, а — как мы на это отреагируем. Это в наших руках.

Да, уровень важно поднимать, но это, как при любом процессе роста, достигается тренировкой, упражнениями и потому обычно занимает не один день. Так что главное — не где мы сейчас находимся, а куда идем. Пусть каждый раз только один шаг, но в правильном направлении — «собирай по ягодке».

И в этом пожелаем нам всем успеха.

С уважением, Меир Мучник


[i] Раби Шимшон-Рафаэль Гирш (5568-5649 / 1808-1888) — выдающийся комментатор Писания, один из духовных лидеров евреев Европы. Знаменитый противник реформизма и ассимиляции в Германии и поборник ортодоксального иудаизма.

[ii] Раби Элияу-Элиэзер бар-Реувен-Дов Деслер (5651-5714 / 1891-1954, Белоруссия — США — Англия — Израиль) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар.

[iii] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[iv] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.