Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем милосердие-«хесед» отличается от милосердия-«рахамим»?

Темы: Тшува, РАМХАЛЬ, Милосердие, Хесед, Любовь к Б-гу, Любовь к ближнему, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Здравствуйте! Помогите правильно понять (именно понять, а не перевести) в контексте еврейской Традиции такие слова, как חסד и רחמים («милосердие»). Что они означают на практике и чем отличаются друг от друга? Большое спасибо! Александр

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, Александр!

Хесед — бескорыстное, ничем не обусловленное предоставление блага. Не потому, что человек заслужил его или заработал, и даже не потому, что ему этого недостает, а просто потому, что кто-то хочет дать ему это благо, сделать ему приятное.

Иными словами, хесед — это милосердное действие, обусловленное не нуждой того, кто получает, а сильным желанием того, кто дает, поделиться благом. Как в том самом старом мультфильме:

— Это мне?

— Тебе.

— А за что?

— Просто так.

Такое желание обычно возникает от любви того, кто дает, к тому, кто получает. При этом не нужно ясно выраженной просьбы, достаточно лишь легкого намека. Например, достаточно жене заметить: «Какие красивые цветы!», чтобы любящий муж тут же подарил ей точно такие же.

Нетрудно заметить, что слова хасид и хесед — однокоренные. В книге Месилат Йешарим («Путь праведных», гл. 19) Рамхаль[i] объясняет, что в своих отношениях с Всевышним хасид не ограничивается исполнением того, что от него требуется по букве закона. Он не перестает искать, как сделать что-нибудь еще, что может понравиться Творцу, доставить Ему радость.

Приведу Вам такой пример. В Торе сказано (Ваикра 25:17): «И не обижайте один другого…» Это означает, что нам запрещено причинять душевную боль ближнему — как действиями, так и словами. Анализируя эту заповедь, хасид должен сделать вывод: желание Всевышнего в том, чтобы люди жили в мире и заботились друг о друге, старались не причинять друг другу боли.

Поэтому он постарается не только не обижать ближнего, но и избегать всего, что может доставить другому человеку неприятное ощущение. И, наоборот, постарается поддержать ближнего, похвалить, ободрить. И не только потому, что хасид старается исполнить заповедь Творца наилучшим образом, но и потому, что это его желание вызвано сильной любовью к Творцу, а значит — и ко всем Его творениям.

Рахамим называется чувство, которое заставляет нас испытывать жалость к другому человеку и не позволяет причинять ему страдания.

Мы говорим в молитве: «“Как милосерден отец к сыновьям”[ii] Тэилим 103:13, (так) смилуйся Господь, Б-г наш, над нами!» Иногда отцу приходится наказывать сыновей, но он их сильно любит, поэтому не накажет в полную силу или же сразу после наказания постарается смягчить ситуацию, а может даже отказаться от наказания совершенно — если он знает, что дети не смогут его вынести.

В Месилат Йешарим (гл. 4) Рамхаль спрашивает: если, согласно мере Б-жественного правосудия, ни одно преступление не должно остаться без наказания, в чем же тогда проявляется милосердие Творца? И отвечает: согласно Мере правосудия, наказание должно немедленно настигнуть грешника и быть самым строгим, таким, как полагается человеку, нарушившему волю Творца мира. Но Б-г в Своем милосердии не торопится с наказанием и, даже если наказывает, не делает это в полную силу. А самое главное — дает человеку возможность, раскаяться, исправить свои ошибки, т. е. — совершить тшуву.

Так, мне кажется, будет правильным объяснить понятия хесед и рахамим, или в приблизительном русском переводе, «делание добра» и «милосердие».

С уважением, Арье Гальчук


[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения. Его книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») стала одной из вершин еврейской философской мысли, основным трудом по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу.

[ii] См. Тэилим 103:13.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.