Темы: Запреты, Вино, Деньги, Идолопоклонство, Заповеди, Подарки
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМне на работе на день рождения подарили бутылку хорошего французского вина. Я знаю, что пить такое вино нельзя, но могу ли я его подарить товарищу-нееврею? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо разобраться, в чем причина запрета использовать нееврейское вино. Мудрецы запретили не только пить такое вино (даже, если все его ингредиенты кошерны), но и использовать его как-то иначе и вообще получать от него любую выгоду (Шульхан Арух[i], Йорэ Дэа 123:1).
Это запрещено по двум причинам. Во-первых, мудрецы стремились в определенной мере «отделить» евреев от неевреев, поэтому они запретили употреблять нееврейское вино, чтобы, в конечном счете, это не привело к смешанным бракам и ассимиляции. По этой причине его запрещено пить. Во-вторых, вино использовалось для возлияний идолам во время нееврейских религиозных церемоний, а получать выгоду от вина, которое использовалось для идолопоклонства, запрещено Торой.
Поэтому мудрецы запретили получать любую выгоду от любого нееврейского вина, даже от такого, которое не использовалось для служения идолам, уподобив его вину, которое для такого служения использовалось.
Однако Рамо[ii] (123:1) приводит мнение ришоним («ранних» комментаторов — с начала 11 до конца 15 века): поскольку в наше время вино практически не используются неевреями для служения идолам, то вторая часть запрета уже не так актуальна. Поэтому, если существует угроза серьезного убытка, будет разрешено получать выгоду от нееврейского вина. Понятно, что запрет пить такое вино в любом случае остается в силе.
Поэтому, если, например, нееврей должен вернуть долг, но может вернуть его только вином, будет разрешено получить у него вино для погашения долга, а затем продать его нееврею. Или же, если по ошибке купили нееврейское вино, разрешено будет вернуть его в магазин или продать. Точно так же, если с евреем расплатились за какую-либо работу или услугу нееврейским вином, он может затем перепродать его или подарить нееврею.
Однако некоторые галахические авторитеты полагают, что если нееврейское вино получено в качестве подарка, то ситуация иная: ведь в данном случае речь идет не о предотвращении убытка, а о получении прибыли. По их мнению, вино, полученное в подарок, запрещено продавать или передаривать.
В «Хохмат Адам»[iii] (75:14) сказано: если речь не идет об убытке, лучше соблюсти более строгий вариант закона и не получать никакой выгоды от нееврейского вина, однако препятствовать тому, кто решит поступить иначе, также невозможно.
С уважением, Яков Шуб
[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.
[ii] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 /ок. 1530-1572) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги «Мапа» («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон (галаха) для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.
[iii] Автор — раби Авраам бар-Йехиэль-Михл Данциг (5508-5581/1748-1820, Данциг — Вильно).
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
В чем принципиальное различие?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.