Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему женщины не участвовали в создании золотого тельца?

Темы: Золотой телец, Грех разведчиков, Исправление, Душа, Женщина, Изучение Торы

Отложить Отложено

Почему женщины вообще не участвовали в грехе золотого тельца? N.

Отвечает рав Арье Гальчук

Здравствуйте, N.

Действительно, женщины не участвовали в создании золотого тельца. Они сказали (Мидраш Танхума к разделу Ки тиса 19): «Не дай нам Б-г предать Святого, благословен Он, Который сотворил для нас все эти чудеса, и поклониться идолу!»

С другой стороны, когда собирали средства для строительства Мишкана (переносного Храма, Скинии), женщины с готовностью пожертвовали свои украшения на строительство.

И в грехе разведчиков (Бемидбар 13), когда мужчины отказались войти в Святую Землю, женщины не принимали участия, поэтому им не был вынесен приговор умереть в пустыне. Мудрецы говорят (Бемидбар Рабба 21:10): в том поколении женщины исправляли то, что «портили» мужчины. А мы от себя добавим, что, быть может, и не только в том поколении.

В Талмуде (Таанит 11а) мудрецы задают вопрос: если человек совершает преступление втайне, кто будет свидетельствовать против него на Высшем Суде? И отвечают мудрецы: камни (стены) его дома свидетельствуют о нем! Как сказано (Хаваккук 2:11): «Ведь камень из стены вопиет и щепка деревянная отвечает ему!»

В школе раби Шела[i] говорили: два святых ангела, которые сопровождают человека, куда бы он ни шел, свидетельствуют о нем, как сказано (Тэилим 91:11): «Потому что ангелам Своим Он заповедует о тебе — хранить тебя на всех путях твоих».

Раби Хидка[ii] говорит: душа человека свидетельствует о нем, как сказано (Миха 7:5): «…от лежащей в/на лоне твоем стереги двери уст твоих».

Другие мудрецы утверждают: органы человеческого тела свидетельствуют о нем! Как сказано (Йешаяу 43:10): «Вы — свидетели Мои, слово Господа…»

Бен Иш Хай[iii] задает вопрос (в своем комментарии к трактату Таанит, «Бен Йеойада»): если душу человека судят на Высшем Суде (а мы знаем, что судят именно душу вместе с телом), как же она может о нем свидетельствовать? Ведь не может подсудимый стать свидетелем!

И отвечает, что судят только ту часть души, которая пришла в этот мир несовершенной — ради исправления. Вместе с ней в этот мир спускаются и другие части души — уже полностью исправленные. Им не полагается наказание за совершенные человеком преступления, они лишь делят с ним награду за те заповеди, которые он исполнил.

Эти части души, по сути, не является частью человека, а лишь сопровождают его в его жизненном пути. Подобно женщине, которая, как известно, получает долю в награде, полагающейся ее мужу за изучение Торы. И делит с ним награду за исполнение других заповедей, в том числе — тех, от которых она освобождена. Но ей не полагается наказания за совершенные мужем преступления.

Об этом говорит стих, который приводят мудрецы: «…от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих». Буквально речь идет о жене, а иносказательно — о той части души, которая не нуждается в исправлении. Она сопровождает человека в этом мире, разделяя с ним награду за исполнение заповедей, но — не отвечая за его грехи, и она же свидетельствует о нем в Высшем Суде.

Узнав всё это, мы сможем осторожно предположить, в чем именно состоит роль женщины, для чего она появляется в этом мире. Можно будет сказать, что она приходит в этот мир совершенной, не нуждающейся в исправлении, лишь для того, чтобы помочь исправится своей половинке, не столь совершенной, как она сама.

«Нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему» (Берешит 2:18). Женщина призвана помочь мужчине исправиться. Мудрецы говорят (Бава Батра 16а), что Всевышний сотворил дурное начало и сотворил к нему приправу (или от него лекарство) — Тору. Мы знаем, что у женщины нет обязанности изучать Тору.

Это не означает, конечно, что у женщин вовсе нет дурного начала, но можно сказать, что их природной скромности и богобоязненности вполне достаточно для того, чтобы это начало преодолеть, и они, в отличие от мужчин, не нуждаются в таком сильном средстве, как изучение Торы.

Известно: мужчины каждое утро благословляют Всевышнего «за то, что… не создал меня женщиной», а женщины благословляют «за то, что… создал меня соответствующей воле Своей». И в этих словах есть глубокий смысл — женщина сотворена соответствующей воле Бога, сотворена совершенной. И ее задача лишь в том, чтобы совершенства этого не потерять. Мужчина же рождается несовершенным, полным недостатков, — чтобы всю свою жизнь посвятить стремлению к совершенству.

С уважением, Арье Гальчук

Раби Йосеф-Хаим бар-Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 / 1833-1909, Багдад) — выдающийся законоучитель, проповедник и каббалист, духовный лидер еврейских общин Востока.

 

[i] Раби Шела — амора (мудрец Талмуда) первого поколения, Эрец-Исраэль — Вавилония, глава ешивы Сидры (которая позже стала называться ешивой Наардеи), учитель рава Хисды.

[ii] Раби Хидка — тана (мудрец Мишны) четвертого поколения, один из учеников Раби Акивы.

[iii] Раби Йосеф-Хаим бар-Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 / 1833-1909, Багдад) — выдающийся законоучитель, проповедник и каббалист, духовный лидер еврейских общин Востока.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.