Темы: Эмоции, Воспитание детей, Прогресс и Тора, Чувства и разум, Подростковый период
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброе время суток! Подскажите и дайте верный совет, как поддерживать еврейскую семью, растить и воспитывать детей по тем традициям, как мы привыкли, живя в Европе и Америке, и даже уже в Израиле, где вокруг царят разврат и полная потеря всех семейных ценностей? Становится страшно… Мы не являемся религиозной семьей… N.
Здравствуйте, N.!
Ваши чувства вполне понятны. Многие из нас выросли в позднесоветскую или перестроечную эпоху в либерально настроенной среде, но тогда «либерализм» означал жажду свободы слова и передвижения, терпимость к инакомыслию, неприятие тоталитаризма и диктатуры, а также расизма и антисемитизма.
Но теперь, как нередко бывает, одержав важные победы в той борьбе, либерализм двинулся дальше и перешел уже к крайностям. Теперь «терпимость» надо проявлять не только к нацменьшинствам, но и к другим типам меньшинств, включая ЛГБТ. И не просто проявлять терпимость, а делать из них святых великомучеников и пропагандировать идею, что их образ жизни совершенно нормален и даже является поводом для гордости. А кто испытывает хоть какой-то дискомфорт по этому поводу, тем более — выражает его, тот, считай, фашист, которого нужно срочно «отменить».
Семья — это муж, жена и (в обычном случае) родившийся у них ребенок. Раньше это было такой же аксиомой, как дважды два, но теперь в некоторых кругах реакция на подобное утверждение будет почти такая же, как на «Хайль Гитлер».
Что же делать?
Действительно, очень трудно воспитать ребенка в такой среде и привить ему традиционные ценности. Даже если постоянно повторять верные установки, это поможет лишь до определенной степени. Ибо дети в целом склонны перенимать взгляды и жизненные установки «улицы», особенно — сверстников, с которыми они вместе растут и в общество которых они естественным образом стремятся вписаться. А это общество им диктует: вот такие взгляды теперь у нас в ходу, такая мода, и если хочешь идти в ногу со временем, быть «крутым» и «прогрессивным», то думай и говори так. А родители — так они предыдущее поколение, застрявшее в прошлом и не понимающее современный, новый мир. Их взгляды нужно гневно отвергать или высмеивать — как утверждение, что земля плоская.
Против такого напора слабо действуют логика, факты и здравый смысл. Романтизм, устремленный в «прекрасное далеко», чувство братства и единения со сверстниками, эмоции и стремление изменить мир к «лучшему» более притягательны, чем сухие факты и доводы разума. Вот и слышим сегодня порой совсем идиотские доводы и лозунги, которые в пух и прах были бы разбиты простой логикой, если только на секунду задуматься. Но не хотят те люди задумываться, им уже и так «всё ясно», а доводы — это только чтобы «лишний раз доказать».
Поэтому единственный шанс привить детям правильные ценности — это позаботиться о том, чтобы они росли в таком обществе, которое исповедует эти ценности, чтобы так думали их сверстники. Подобные социумы существуют, но реалии жизни таковы, что, так или иначе, придется выбирать.
Есть, например, западные консерваторы. Но их общество — часто не только не «либеральная», но даже и не интеллигенция, и живут они не в больших городах, а в провинции, в маленьких городках или деревнях. И образ жизни, и характер у них несколько иной, чем тот, к которому привыкли те из нас, кто вырос в советских или постсоветских городах. (Да и старый, традиционный антисемитизм у них еще не везде выветрился). Так что среди них тоже с большой долей вероятности будет непривычно и некомфортно, и необязательно захочется, чтобы дети впитывали дух той жизни.
Есть Россия, которая сегодня открыто выступает за традиционные, семейные ценности и в этом плане противопоставляет себя Западу. Но и у нее свой характер, и тут уж — кому что по душе.
Даже в чуждой среде можно попытаться найти единомышленников, людей, подобных вам самим, и стараться, чтобы и дети проводили время в компании их детей, таким образом, обитая на островках разума посреди моря безумия, в оазисах посреди пустыни.
Наконец, если мы говорим о евреях, есть общины — обычно в больших городах или их пригородах. Тоже своего рода «островки» и «оазисы». И, по крайней мере, ортодоксальные общины даже на Западе по сей день исповедуют традиционные ценности и воспитывают в них молодое поколение. Поэтому, если для Вас это важно, можно послать детей в еврейскую религиозную школу. Зависит, конечно, от того, где именно Вы живете и какие школы Вам доступны.
И, конечно, дети есть дети везде, и нет гарантии, что даже в еврейских религиозных школах будет рай. Но важное для Вас стремление воспитать детей в традиционных ценностях — будет. Так что стоит поисследовать в этом направлении. Идеал необязательно найдете, но его, как мы видели, практически нигде нет. Везде приходится делать какой-то выбор, решая, что важнее.
Да поможет Б-г нам всем правильно определять приоритеты и находить то, что ищем!
С уважением, Меир Мучник
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Ита Минкина
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Бенцион Зильбер
Мой сын до 7-го класса был положительным ребёнком - хорошо учился, занимался спортом, имел немало друзей...
Рав Замир Коэн
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе что-то на эту тему?
Рав Ашер Кушнир
Как реагировать на презрительные реплики «русских пенсионеров» о нашей многодетности? Конечно, это весьма нездоровые люди, но как справиться с неприятным ощущением? Кому есть дело до их мира — мира пустоты, ненависти и эгоизма?
Рав Моше Пантелят
Ведь решения прежних поколений не всегда обязывают последующие...
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.