Темы: Награда и наказание, Цдака, Душа, Кадиш, Заповеди, Суд, Хесед, Изучение Торы, Смерть, Жизнь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныГоворят, что для умерших близких можно что-то сделать, как-то помочь. Что имеется в виду, и как это понять? N.
Уважаемая N.,
Известно (см., например, в начале книги рава Хаима Виталя[1] «Шаарей Кдуша»), что человек, его собственная суть, — не тело, а душа. Тело же — лишь одежда, подходящая душе.
И потому с уходом из жизни существование человека не заканчивается, он только снимает одежду этого мира и переходит в другое бытие.
Это новое существование — продолжение жизни, обусловленное всей совокупностью действий и обретений человека в прошлом. Но теперь душа, свободная от материальной оболочки и вышедшая из мира сокрытия, узнает истинный смысл всего, что с ней происходило и что она совершила. Полнота ее ощущений также безмерно возрастает.
Человек начинает путь спусков и подъемов. Его судят, затем следует спуск для воздаяния за проступки и искажение цели, ради которой он пришел в мир, и для очищения. И подъем — вследствие его заслуг или после наказания и искупления.
Путь этот труден для души. В особенности, в течение первого Суда, до 12 месяцев после ухода из мира. Позже душу возвращают на Суд, например, в день годовщины ухода (по еврейскому календарю).
Человек не может совершить новых действий или изменить последствия старых после ухода из этого мира. И потому не способен сам повлиять на ход Суда и очищения. Душа жаждет подняться, быть в сени Всевышнего, приблизиться больше, но в том мире нет действия и выбора. (При жизни же можно качественно изменить даже то, что уже совершено, посредством раскаяния).
Однако действия людей, живущих в нашем мире, могут повлиять на положение души умершего. И, прежде всего, — дела его детей, внуков и т.д. Поскольку в них вложены его силы и стремления, они его «поросль», продолжение, их дела отчасти засчитываются как дела самого умершего. Правильное действие поднимает душу умершего, становится его защитником, неправильное — опускает душу и становится обвинителем. В силах живых — помочь приблизить души ушедших к жизни. Об этом сказано в Мишлей царя Шломо (Притчах царя Соломона; 16:15): «В свете лика царя — жизнь…»
Некоторые действия, совершаемые ради души умершего, особенно помогают возвышению его души (עילוי נשמה, «илуй нешама»):
С уважением, Эльяким Залкинд
[1] Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 /1543-1620, Цфат, Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений.
Рав Яков Шуб
Что рассказал Раби Йоханану бен-Закай человек, собиравший дрова?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Реувен Куклин
Рав Берл Набутовский
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.