Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему у пророка Элияу не было жены?

Темы: Элиша, Брак, Заповеди, Ангел, Элияу, Комментарии

Отложить Отложено

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему у пророка Элияhу не было жены? Роман

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Роман!

Спасибо за интересный вопрос.

Почему у пророка Элияу не было жены? Сначала необходимо разобраться, действительно ли её не было.

В известном сборнике респонсов «Трумат а-Дэшен»[i] рассматривается следующий вопрос. Как известно, по закону Торы замужняя женщина может выйти замуж за другого мужчину только в одном из двух случаев: получив разводной документ (гет) или овдовев. А о пророке Элияу сказано (Млахим II 2:11): «и вознесся Элияу вихрем в небо» — то есть, он покинул этот мир живым. И, раз так, возникает вопрос: может ли его жена выйти замуж за другого?

Обсуждение этого вопроса не относится к нашей теме, отмечу лишь вкратце, что «Трумат а-Дэшен» отвечает: жена Элияу не считается замужней женщиной, так как Элияу превратился в ангела и, значит, она замужем не за человеком, а за ангелом. И в таком статусе, может выйти замуж за другого. С этим ответом не согласны другие известные галахисты (знатоки еврейского Закона; см. «Минхат Хинух»[ii], заповедь 203; «Арух ла-Нэр»[iii] к трактату Макот 12а; «Ковец Шиурим»[iv], ч. 2, п. 28), они рассматривают вопрос иначе.

Нам же важно, что при этом сам факт наличия жены не оспаривался. Однако это ещё не является доказательством того, что у Элияу была жена. Ведь вопрос был чисто теоретический (что-то вроде: «Каков был бы статус жены Элияу, если она вообще у него была?»). Но, во всяком случае, отсюда следует, что нет никаких источников, где сказано, что жены у него не было.

С другой стороны, раби Авраам бар-Моше[v], сын Рамбама (Маймонида), в своей известной книге по еврейской этике «Сэфер маспик лэ-овдэй а-Шем» («Книга, достаточная для служителей Всевышнего»), в главе, описывающей преимущества аскетического образа жизни, действительно пишет, что ни Элияу, ни Элиша[vi] никогда не были женаты. Раби Авраам добавляет: «как мы это учим из истории их жизни», однако не ссылается при этом на какой-либо конкретный источник.

Неоспоримое, на первый взгляд, опровержение мнения раби Авраама мы находим в Мидраше «Тадше» (авторство которого, согласно Традиции, принадлежит известному мудрецу эпохи Мишны раби Пинхасу бен-Яиру[vii]). Он говорит о двадцати трех великих праведницах, которые были в народе Израиля, и одна из них — вдова пророка Элияу! Казалось бы, вот оно — свидетельство, что жена у Элияу была.

Однако в венском издании этого Мидраша (5647 / 1887)  в этом месте приводится ссылка на книгу Млахим I 17:9. А это обращение Всевышнего к Элияу: «Встань и пойди в Царефат, что у Цидонян, и живи там; вот, Я повелел там женщине вдове кормить тебя». То есть «вдова Элияу», которая упоминается в Мидраше «Тадше», это не овдовевшая жена пророка, а вдова другого человека, у которой он скрывался от царя Ахава.

Подытожим: у нас нет источников, которые подтверждали бы или опровергали наличие жены у пророка Элияу. Если жена была, возникает вопрос, почему о ней ничего не сказано. Мне представляется, что ответ тут простой. Видимо, Писание умолчало о ней, поскольку не было необходимости о ней говорить. Если же её не было, то зададим Ваш вопрос — почему? Ведь ещё при сотворении человека Всевышний сказал (Берешит 2:18): «Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему подмогу, соответственную ему». 

В этом случае ответ следует искать в книге раби Авраама, сына Рамбама. Если правильно понимаю, он хочет сказать, что настолько полное отрешение от всех интересов этого мира было необходимо для достижения высокого уровня пророчества, на котором находились Элияу и Элиша.

Разумеется, это путь Торы не для всех людей, а только для единиц — и с конкретной целью. Это исключение из правила. И не удивлюсь, если найдутся мудрецы, которые не согласятся, что это верно даже для единиц. Всем же остальным людям предписывается освящать себя, то есть ограничивать себя в наслаждениях этого мира — в разумных пределах. Как об этом пишет Рамбан[viii] в начале комментария к главе Кдошим.

С уважением, Менахем Эпель

 

[i] Автор — раби Исраэль Исерлин (Маарай); ок. 5150-5220 / ок. 1390-1460, глава поколения мудрецов Австрии и Германии.

[ii] Автор — раби Йосеф бар-Моше Бабад, 5550-5634 /1790-1874, выдающийся законоучитель, Галиция.

[iii] Автор — Раби Яаков бар-Аарон Этлингер, 5558-5632 / 1798-1872,  выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда, духовный лидер еврейских общин Германии.

[iv] Автор — раби Эльханан-Буним Вассерман, 5635-5701 / 1875-1941, Польша, Литва — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения.

[v] Автор — раби Авраам, сын Рамбама, 4946-4998 / 1186-1237, первый великий комментатор трудов Рамбама, законоучитель, автор оригинального комментария к Торе, философ и мыслитель, врач, глава еврейской общины Египта.

[vi] Элиша бен-Шафат (в русской традиции — Елисей), по одному из мнений ум. в 3109 году /651 г. до н. э., — пророк времен Первого Храма, ученик пророка Элияу.

[vii] Раби Пинхас бен-Яир, прибл. 3880-3980 / прибл. 120-220, знаменитый чудотворец и праведник, зять раби Шимона бар-Йохая, изучал Тору вместе с ним.

[viii] Раби Моше бар-Нахман, Нахманид, 4954-5030 / 1194-1270, Испания — Страна Израиля, один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения, выдающийся комментатор Торы и знаток сокровенной мудрости.

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.