Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему евреи раньше умирали за Тору, а сейчас отходят от нее добровольно?

Темы: Реформизм, Ортодоксальные евреи, Испытание, Страдания, Прогресс и Тора

Отложить Отложено

Еврейская история пропитана страданиями, которые народ переносил из-за веры своей. Евреев часто пытались сделать такими, как все, будь то сжиганием религиозных книг во Франции или принудительным крещением или истреблением. Но при этом люди держались за Тору и предпочитали смерть отходу от Торы (а мараны — насильственно крещенные евреи и их потомки — в итоге всё равно возвращались к Торе).

Но сегодня можно увидеть, как евреи в той же Америке легко потакают во всем либералам, участвуя во всем, что нужно: в парадах не самых лучших и т. д. Почему раньше было предпочтению к трудностям, но с Торой, а сейчас (в диаспорах, по крайней мере) — подражание окружающей среде на вполне добровольных основах?

Неужели раввины в США боятся критики общества, если, например, они будут однозначно говорить, какое положение занимает мужеложство, а не участвовать в шествиях с транс-женщинами-священниками? М.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, М.!

Вы правы в том, что в течение истории евреи подвергались преследованиям и, тем не менее, держались за Тору, предпочитали смерть отступничеству.

Но тогда и испытание было иным — принуждением и угрозами. С одной стороны, трудно, даже смертельно опасно. Но, с другой, такова человеческая природа: когда давят и принуждают, человек естественным образом сопротивляется и действует вопреки, упорно стоит на своем. А особенно — евреи, которых Б-г назвал народом «жестоковыйным» — упрямым, непокорным.

В эпоху Исхода это было скорее критикой — мол, не покоряются Его воле. Но, несмотря на это, Он их сделал Своим избранным народом — потому, что у этого качества есть и положительная сторона: встав на правильный путь, они не покоряются и воле тех, кто хочет заставить их сойти с него.

В современную же эпоху испытание стало другим. Внешний мир стал действовать не кнутом, а пряником. Не запирать евреев в гетто, а, напротив, рушить стены гетто и приветствовать временами евреев с распростертыми объятиями. А также, вроде бы, пошел по пути прогресса и, в отличие от времен средневековья, стал привлекательным.

В такой ситуации спасительные прежде стены гетто стали казаться ограничением и принуждением, и у самих евреев также появилось желание их пробить, вырваться и «выйти в люди». А религия стала казаться «старомодной», частью тех самых ограничивающих стен, мешающих участию в строительстве «нового мира», где евреи могли быть «своими».

Однако, даже ассимилировавшись, евреи все-таки остаются евреями. Они сохраняют, среди прочего, еврейскую душу и характер — со всеми вытекающими. Они не могут перестать быть избранным народом, а это, как мы уже обсуждали, — особая энергия и «пассионарность». И — обостренное чувство справедливости.

Поэтому, где бы и когда бы они ни жили, не сидится им! Не могут безучастно смотреть на происходящее в окружающем их обществе. Так или иначе, всегда есть какая-то несправедливость — реальная или кажущаяся, какая-то борьба. И евреи должны во всем этом участвовать. И не просто участвовать, а быть возмутителями спокойствия, оппозиционерами, реформаторами, радикалами. Становиться в авангарде всех важных движений «за справедливость».

Вот они и были — и ведущими эсерами, и меньшевиками, и большевиками век назад в России, и радикалами всех мастей на Западе, по сей день.

А борьба за справедливость на Западе как раз на данном этапе проходит классический путь от изначального блага к крайностям. Если на предыдущем этапе ратовали за устранение расизма и десегрегацию — действительно достойные цели, то теперь, добившись успеха, как водится, пошли уже дальше. Уже не только расовые, но и «сексуальные меньшинства» являются в их глазах «несправедливо угнетенными», и пошли бороться за их права с таким же рвением и идеализмом.

А расовые меньшинства, равноправия которых, казалось бы, уже достигли, похоже, по факту по-прежнему страдают — так надо лучше бороться и брать новые рубежи: уже и полицию упразднять, и памятники «рабовладельцам» рушить, и компенсацию требовать за рабство (в котором были предки чернокожих более полутора веков назад).

Такие теперь священные цели борцов за справедливость, и, конечно, евреи должны быть в авангарде всей этой борьбы, как же иначе.

Но что касается раввинов, тут надо пояснить: ортодоксальные раввины — представители того иудаизма, законы которого евреи соблюдали на протяжении всей своей трудной, но славной истории, — никогда не поддерживали всё это гей-безумие, и женщин-священников в их рядах тоже нет. (Женщина в нашем обществе очень уважаема, но именно за свою уникальную роль, как и любой человек). Наша позиция здесь однозначна: однополые отношения запрещены Торой, и никто этого не отменял.

Но те евреи, которые борются за «права» геев, к сожалению, ассимилировались и направляют свою еврейскую энергию и пассионарность не туда, как в свое время еврейские большевики. Тоже хотят как лучше, но как раз у большевиков могли бы научиться и тому, как обычно получается.

Если же какие-то «раввины» высказываются за права «сексуальных меньшинств», можем сказать лишь то, что представляют они не аутентичный иудаизм. А те течения, которые сложились за последние века в процессе ассимиляции, такие, как «реформисткий иудаизм».

Те евреи, которые хотели стать «своими» в нееврейском мире, но которым было не по себе при мысли о полном отказе от еврейства, изобрели «компромиссное решение»: продолжим придерживаться иудаизма, но внесем, э-э-э, поправки к самому иудаизму. Избавим его от «старомодных» аспектов и оставим те, что хорошо вписываются в современность.

Вот и имеем «раввинов», устраивающих свадьбы евреев с нееврейками, хотя Тора четко говорит, что такой брак не просто запрещен, а недействителен. А также, вот, «раввинов», которые поддерживают борьбу за права геев. Как все это стыкуется с Торой и со всем, за что евреи на протяжении веков умирали, — вопрос к ним.

Позиция же раввинов (без кавычек) однозначна: продолжаем ту Традицию, которую столь героически сохраняли наши предки, а все отклонения от этой «магистрали» ожидаем увидеть там же, где кончили и большевизм, и другие подобные ему идеологии. На каждом этапе возникают свои миражи и иллюзии о том, что именно является справедливостью, но время расставляет всё по своим местам.

Продолжим же придерживаться того пути, который всегда оставался настоящим.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Разве реформисты неевреи?

Рав Реувен Пятигорский

Немного о различиях в мировоззрении

Врата Воздаяния. Страдания народа Израиля в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.