Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему в наше время не происходят чудеса, подобные тем, что описаны в Торе и в Талмуде?

Темы: Пятикнижие, Испытание, Танах, Пурим, Мегилат Эстер, Чудеса, Природа, Талмуд, Эстер, Вера, Сокрытие

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый раввин!

Объясните, пожалуйста, почему в наше время не происходят чудеса, подобные описанным в Торе и в Талмуде. Константин.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Константин!

Спасибо за интересный вопрос.

В Талмуде несколько раз обсуждается тема чудес, в том числе — и вопрос, который Вы задаете. Так, в трактате Йома (29а) мудрецы толкуют стих Тэилим (22:1): «Руководителю: на айелэт а-шахар; псалом Давида».

Чтобы понять это толкование, нужно прежде разобраться, что такое «айелет а-шахар». Комментаторы приводят несколько вариантов объяснения. Одно из них: «айелэт а-шахар» — название музыкального инструмента (который, видимо, использовали для аккомпанемента при исполнении этого псалма).

Но, согласно Устной Традиции, эту главу Тэилим произнесла Эстер, идя к Ахашверошу. И, соответственно, слова «айелет а-шахар» — намек на Эстер. Причем, если переводить буквально, то «айелет» — это что-то вроде «оленихи», а «шахар» — это время перед рассветом.

Теперь обратимся к толкованию мудрецов Талмуда:

«Сказал раби Аси: почему Эстер уподобляется [здесь] предрассветному времени? Можно сказать: подобно тому, как предрассветное время — конец ночи, так и Эстер (т. е. события, ставшие основой праздника Пурим, которые описаны в Свитке Эстер) — это конец всех чудес».

Спрашивает Талмуд: но ведь есть ещё (события, ставшие основой праздника) Ханука? И отвечает: «Эстер — это конец чудес, которые было можно записать (то есть Свиток Эстер вошёл в Танах, а Ханука уже упоминается только в Устной Традиции)».

Комментатор Анаф Йосеф объясняет: хотя Всевышний может демонстрировать силу Своей руки в каждом поколении так, как Он это сделал в Египте, Его мудрость постановила прекратить явные чудеса после эпохи Мордехая и Эстер.

Ведь события, в результате которых был установлен праздник Пурим, явили всему миру Б-жественное Провидение в отношении еврейского народа, так, что многие неевреи в то время приняли иудаизм, как свидетельствует Свиток Эстер. Таким образом, большинство человечества было «просвещено».

Поэтому, говоря «Эстер — это конец всех чудес», мудрецы имели в виду, что чудеса перестали быть необходимыми, т. к. это был конец ночной тьмы неверия. И сознание мудрых людей больше не нуждается в чудесах, чтобы постигать истину.

Им достаточно описанных в Свитке Эстер и Устной Традиции событий, которые произошли на глазах у всего населения Персидской империи. Если же найдутся в будущих поколениях люди, отрицающие существование Творца, — они будут меньшинством.

И в этом величие Творца — Он «довольствуется» верными Ему людьми, которые служат Ему только на основании «доверия» и знания (то есть, без явных чудес).

Похожее объяснение даёт и рав Хаим Фридляндер в своей известной книге «Сифтэй Хаим». Он приводит историю из Талмуда (Шабат 53 б):

«Учили мудрецы: случилось, что у одного человека умерла жена и оставила грудного младенца. А у него не было денег нанять кормилицу. И произошло чудо: его грудь стала подобна женской и он сам вскормил младенца.

Сказал рав Йосеф: посмотри, насколько велик этот человек, если с ним произошло такое чудо. Абайе ответил на это: напротив, насколько плох этот человек, если пришлось ради него менять порядок, установленный от сотворения мира».

Далее рав Фридляндер приводит объяснение своего наставника рава Элияу-Элиэзера Деслера к истории:

С одной стороны, всякое чудо, выходящее за рамки природы, которое человек видит, усиливает в его сердце веру. Но, с другой стороны, это чудо облегчает испытание его веры, поскольку намного легче верить в существование Всевышнего и Его всемогущество, когда видишь явные чудеса.

Когда вера человека подвергается постоянному испытанию и он укрепляется в вере, видит Б-жественное Провидение, вглядываясь в обычные пути природы, его заслуга намного выше в глазах Творца, и это то, чего Творец желает.

То есть, обычно Всевышний желает, чтобы творения подчинялись Его постоянной воле (именуемой «законы природы»), без изменений. И, соответственно, если бы вдовец, о котором идет речь, был на таком высоком уровне, то Всевышний нашёл бы ему кормилицу для ребенка, не совершая для него явное чудо.

Но, так как у этого человека умерла жена и он был подавлен, Всевышний желая его подбодрить и укрепить в вере, совершил это чудо. Поэтому, с одной стороны, о нем сказано: «насколько велик этот человек, если с ним произошло такое чудо», то есть: Всевышний ради него изменил обычный порядок вещей, желая укрепить его.

Но, с другой стороны, «насколько плох этот человек, если пришлось для него менять порядок, установленный от сотворения мира» — его вера была недостаточно сильна, для ее укрепления было необходимо чудо.

Далее рав Фридляндер, основываясь на этом принципе, отвечает на вопрос, который Вы задали. Приведу его слова в приближенном переводе:

Всевышний совершал чудеса для поколения, вышедшего из Египта, — из-за их тяжелого состояния (а также для поколений, подробных им в этом) и низкого духовного уровня. Он желал запечатлеть в их душе основы веры и желал, чтобы они передали это наследие всем последующим поколениям, как сказано (Шмот 10:2): «И чтобы ты рассказывал в слух сына твоего и сына сына твоего о том, как издевался Я над египтянами, и о знамениях Моих, которые Я совершил в среде их, и будете знать, что Я Б-г».

Однако для всех поколений Всевышний не совершает чудеса, выходящие за рамки природы, поскольку Он хочет, чтобы наша вера проходила испытания и мы укреплялись в ней, благодаря Традиции, полученной от отцов, которые из поколения в поколение передают информацию о знамениях и чудесах, которые Всевышний совершил при выходе евреев из Египта. Это необходимо для нашей свободы выбора, ибо такова воля Всевышнего и цель творения — чтобы было равновесие в выборе между добром и злом.

Другой ответ на вопрос, который Вы задаете, приводит раби Йонатан Эйбешиц в книге «Йаарот Дваш». Он цитирует мидраш, который говорит, что в мире не было другого такого великого чуда, как чудо Пурима.

Возникает вопрос, что это означает: ведь в Торе описаны намного более великие чудеса? Раби Йонатан Эйбешиц объясняет: пока Всевышний находится среди нас — нет преграды для чудес, ведь Он — властелин всех сил природы. Но если Он скрывает от нас Свой лик, то мы «переходим в подчинение» к природе и звездам.

Все чудеса (например, рассечение Тростникового моря и др.) произошли, когда Всевышний был среди нас. А чудо Пурима произошло, когда еврейский народ был в изгнании, то есть, когда лик Творца сокрыт от нас.

Величие пуримского чуда в том, что оно произошло во время изгнания и несмотря на него. Отсюда ответ и на Ваш вопрос: мы уже долгое время живем при сокрытии Лика и, соответственно, не удостаиваемся явных чудес.

В заключение приведу известные слова Рамбана в конце его комментария на недельную главу Бо (Шмот 13:16) в приближенном переводе:

«Основываясь на великих и известных чудесах, мы признаем и скрытые чудеса. И это — основа всей Торы, ибо нет у человека удела в Торе Моше Рабейну (Учителя нашего), пока он не поймет, что все события и происшествия, случающиеся с нами, — это всё чудеса, нет в них ничего от природы и порядка вещей…»

На первый взгляд, это противоречит объяснениям, приведенным выше: что в настоящее время мы подвластны силам природы.

Рав Фридляндер разрешает это противоречие. Он говорит: хоть мы и видим вокруг себя только законы природы, на самом деле природа — в руках Творца, Он только скрывается от нас за её законами.

И только от нас зависит, насколько явно мы удостоимся видеть руку Всевышнего. Это зависит от того, насколько мы полагаемся на Него и насколько ясно осознаем, что всё — от Него. И насколько хотим увидеть руку Всевышнего во всём, что с нами происходит.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.