Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В настоящее время для евреев не существуют бесы, другие боги, духи?

Темы: Каббала, Рамбам, Сатан, Смерть, Жизнь, Единство Б-га, Монотеизм, Ангел, Материальность, Бесы

Отложить Отложено

В настоящее время для религиозного еврейства не существуют шедим (бесы), сатана, добрые и злые духи, а есть только единое, единственное сверхъестественное (Бог). А кроме Бога в мировоззрении нет других богов (добрых, злых духов и т.д., и т.п.)?

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за интересный вопрос. Прежде чем на него ответить, следует внести ясность в список упомянутых Вами сущностей.

Есть принципиальное различие между бесами, Сатаном и духами, с одной стороны, и «другими богами», с другой. Об этом говорит второй из принципов веры, сформулированных Рамбамом: «…Творец, благословенно имя Его, — Один, и нет в мире цельности, подобной абсолютной цельности Его, и… лишь Он — Б-г наш в прошлом, настоящем и будущем».

То есть, Б-г действительно был, есть и будет только один, Он — Единственный Властелин всего сущего и всех сил, действующих во всех мирах. Так что других богов, действительно, нет.

Иначе дело обстоит с бесами и ангелами. Они не претендуют на независимую от Творца власть, поэтому, во-первых, их существование не противоречит принципам нашей веры. А, во-вторых, еврейские источники полны описаний этих сущностей.

В рамках данного ответа приведу лишь краткий обзор невидимых глазом творений. Тут снова следует отметить, что между ангелами и бесами тоже существует принципиальное различие.

Сокровенная часть Торы — Каббала — говорит, что кроме материального мира, в котором мы обитаем, есть ещё огромное количество духовных миров. В духовных мирах нет материи, нет понятия пространства, к которому мы привыкли в нашем материальном мире.

Так вот, ангелы являются духовными сущностями и, соответственно, обитают в духовных мирах. Тогда как бесы, несмотря на их невидимость, являются существами материальными и обитают в нашем материальном мире. Теперь — что можно сказать очень коротко о каждой из категорий.

Ангел (מלאך — мал-ах) — на святом языке это слово имеет ещё одно значение — «посланец», «посланник». И, действительно, ангелы являются посланниками Творца и выполняют самые разные задачи. Мидраш (Берешит Рабба 10, 7) говорит: «Нет такой травинки внизу, у которой не было бы своего мазаля (ангела-хранителя) в Небесах, что ударяет по ней и говорит ей: расти!».

Разумеется, травинка — это только «самый маленький» пример. Подобно этому есть ангел-хранитель у огня и у снега, у дождя и у града, у дня и у ночи, у каждого народа и каждого человека. Опять же есть разные виды ангелов: срафим, офаним, крувим, таршишим, хашмалим, арэлим и др. И упомянутый Вами Сатан — тоже ангел, задачей которого является устраивать нам испытания в этом мире. Каббалистическая литература полна описания разнообразных ангелов, включая их имена и «род занятий».

О бесах находим в Талмуде (Хагига 16:а): «Шесть вещей сказано о бесах: тремя они подобны ангелам служения, тремя подобны людям. Подобно ангелам, у них есть крылья, и они летают из одного конца мира в другой и слышат, что произойдет в будущем. Подобно людям едят, пьют, размножаются и умирают».

Рамбан в своем комментарии к Торе (книга Ваикра 17:7) приводит эти слова Талмуда и объясняет их. Он пишет, что все материальные предметы в этом мире были сотворены из четырех первоэлементов (стихий — огонь, воздух, вода, земля), соединенных в одно целое Б-жественной силой, и представляют собой «грубые» тела, ощутимые всеми органами чувств.

Кроме того Всевышний сотворил объекты, состоящие только из двух элементов: огня и воздуха. Это тела тонкие, их невозможно ощутить с помощью органов чувств. И в силу своей «тонкости» и легкости они могут летать. Соединение элементов (как у «грубых», так и у «тонких» тел) дает живое тело, а распад элементов приводит к его смерти. То есть, несмотря на материальную природу тела, бесы, подобно ангелам, невидимы, так как их материя очень тонкая.

О бесах также много сказано в еврейской литературе. В рамках этого ответа приведу только один интересный факт. Бесы имеют ещё одно наименование — «мазиким», то есть «вредящие». Поэтому от них лучше держаться подальше. Так вот, в одной книге сказано, что стих «Шма Исраэль» способствует отпугиванию «вредителей». И намек на это мы находим в самом этом стихе, так как он начинается с буквы шин и заканчивается буквой далет, а именно этими двумя буквами и записывается слово «бес» на святом языке.

Духи (рухот) — насколько мне известно, либо души умерших, которые вступают в контакт с живыми людьми, либо те же бесы — еще одно наименование.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.