Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Неужели мудрецы действительно верили в демонов?

Темы: Золотой телец, Испытание, Мудрецы, Политика, Упование, Жертвоприношения, Бесы

Отложить Отложено

Здравствуйте! В Талмуде не раз упоминаются демоны (шедим, мазиким), в ряде случаев сообщаются способы определения, присутствуют ли демоны в каком-то месте. Действительно ли мудрецы в них верили? И, если они реально существовали, то существуют ли сегодня?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Талмуд действительно говорит о шедим и мазиким как о созданиях, в существовании которых сомневаться не приходится. Вопрос лишь в том, как избегать встречи с ними, определять, присутствуют ли они и т. д.

Тора говорит о них гораздо меньше, упоминая лишь вскользь, что не только грешно, но и глупо приносить им жертвы (Ваикра 16:7, Дварим 32:17). А в Тэилим (глава 91) в целом выражена идея, что человек, который живет «под покровом Всевышнего» и полагается на Него, находится под Его защитой и огражден от подобных сил и других опасностей.

Но нас, конечно, волнует не столько вопрос, как можно от них защититься, сколько вопрос, как можно вообще в них верить. Мы ведь живем и, вроде бы, совсем не чувствуем присутствия, тем более — пагубного влияния каких-либо зловредных существ типа демонов. Веря в Б-га, мы можем считать, что разные приятные или не очень приятные события нашей жизни происходят по Его воле. Но на каких-то невидимых вредоносных демонов, вроде бы, ничто не указывает. Неужели Тора и мудрецы относились к этому серьезно?

Представляется, что этот вопрос сродни вопросу об идолопоклонстве. Ведь здесь тоже можно спросить: как люди прошлого могли верить в идолов, в звезды и созвездия и поклоняться им, приносить им жертвы? Особенно трудно понять, как могли поддаться такому соблазну евреи уже после Синайского откровения, когда они достигли высшего духовного уровня и с ними напрямую говорил Б-г. Как они могли после этого поклоняться тельцу?

Ответ известен. Другим было время, и другими были люди. Они чувствовали и понимали то, что нам неведомо. Перед ними был раскрыт весь созданный Б-гом мир, как физический, так и сопряженный с ним и стоящий над ним духовный, у которого свое устройство, свои причинно-следственные связи.

Но поэтому люди также видели и ощущали, как Б-г управляет миром посредством мощных сил: ангелов, кохавим у-мазалот — «звезд и созвездий». Мы ангелов не ощущаем вовсе, а «звезды и созвездия» для нас — чисто физические объекты в далеком космосе. Но тогда люди ощущали реальность этих сил. А вместе с этим — великий соблазн приписывать им независимое от Б-га могущество и влияние и молиться им о благах.

Это и есть идолопоклонство, как объясняют Рамбан в комментарии к Десяти заповедям (Шмот 20:5) и Рамбам (начало «Законов об идолопоклонстве»). По словам Рамбана, телец был всего лишь обозначением одной из тех сил. И, когда его изготовили, то не какой-то суеверный простак с больным воображением, а сам Аарон, великий праведник и пророк, уже общавшийся с Б-гом, «увидел, что телец живой», что он «поедает траву» (Раши к Шмот 32:5). Не просто статуя, а реальная живая сила, Аарон это увидел.

Для него и людей его эпохи идолопоклонство было испытанием, поэтому Б-г устроил их и окружающий их мир так, что они «видели».

Представляется, что так же обстояло дело и с демонами. Мы их не видим и не ощущаем, но люди той эпохи их ощущали, в результате чего у них естественным образом мог возникать страх перед ними и желание приносить им жертвы, чтобы их задобрить. Поэтому Тора говорит, что не следует приносить им жертвы и в целом не следует их слишком бояться, если живешь, полагаясь на Б-га.

Возможно также, что те силы в определенном отношении были подобны диким зверям: ведь они в ту эпоху тоже обитали повсюду, а не только в отдаленных саваннах или зоопарках. Поэтому в повседневной жизни людей они могли представлять опасность, и к этому приходилось относиться серьезно. Но в то же время не забывать, что «не змея убивает, а грех» (Брахот 33а), поэтому главное — жить «под покровом Всевышнего». Вот и разного рода демоны могли обитать повсюду и представлять опасность, их следовало остерегаться, но при этом не забывать, что главное средство защиты — полагаться на Б-га. В этом состояло испытание для людей той эпохи.

Существуют ли демоны теперь?

Здесь тоже представляется логичным продолжить аналогию с идолопоклонством. В прошлом люди реально чувствовали, что солнце и луна, звезды и созвездия, огонь и ветер обладают силой, что они влияют на их жизнь. Но теперь мы воспринимаем их как чисто физические объекты и феномены и не чувствуем, что они каким-то образом на нас воздействуют. Поэтому для нас не существует больше дилеммы, относиться к ним как к каким-то могущественным силам или считать такой силой только Б-га. Даже если когда-то за теми объектами чувствовалась сила, теперь нам можно об этом не беспокоиться.

То же относится к демонам. Даже если они продолжают существовать сегодня, мы никак не ощущаем их присутствия, поэтому для нас они уже не представляют того испытания, какое представляли для людей прошлого, и нам можно о них не беспокоиться.

Или, если верна параллель с дикими животными, то демоны и сейчас могут где-то существовать, как животные в саваннах и зоопарках или преступники в тюрьмах, или сумасшедшие в психбольницах (последние в свое время считались «одержимыми демонами»). Но только в подобных местах, где они не представляют угрозы для большинства людей. Таким образом, в наше время обычный человек, находясь в своем доме или идя по улице, может о них не беспокоиться. Но это не причина отрицать, что эти силы когда-то были, — только потому, что теперь мы их не видим и не чувствуем их влияния. Времена бывают разные, и у людей каждой эпохи могут быть свои идолы и демоны.

Так, люди нашей эпохи могут быть одержимыми не демонами, а идеологиями, и поклоняться их носителям. В эти идеи люди могут свято верить и быть готовыми идти ради них на жертвы: отдавать свое время и силы, а то и жизнь. Можно спрашивать, как могли люди прошлого приносить детей в жертву Молеху. Но можно и спросить, как могли люди в атеистическом СССР посылать детей в Афганистан, чтобы умирали там ради построения коммунизма, и как могли потом американцы посылать туда же своих детей, чтобы умирали там ради построения демократии. Или как могли молодые люди и с Запада, и из России идти в ИГИЛ и менять более-менее комфортную жизнь на войну и зверства? Если демоны — это какие-то невидимые силы, вселяющиеся в человека и толкающие его на безумные и ужасные вещи, то вот они!

Или возьмем культы личности, будь то диктаторов, демократических политиков или музыкантов, актеров — чистое идолопоклонство. Вера в какую-то особую силу и/или чистоту людей действительно харизматичных и влиятельных, но отнюдь не идеальных и не всесильных. Желание обрести с ними какую-то связь и так «прилепиться» к чему-то «большому», ощутить к нему причастность. Временами люди, наоборот, принимаются крушить идолов и разоблачать всех политиков и звезд за разные грехи, но потом находят себе новых кумиров.

Или возьмем оборотную сторону идолопоклонства — демонизацию людей, приписывание им каких-то «негативных», «дьявольских» сверхъестественных сил. Для Ирана Израиль — «Малый Сатана» на службе «Большого Сатаны» — Америки. А для политической и медийной элиты в самой Америке сейчас, похоже, Трамп — ну, не такой уж малый «Сатана» на службе у «Большого Сатаны» Путина. Многие, если не большинство политических сил разных стран демонизируют оппонентов.

Типичный образ врага — злонамеренный, корыстный, стремится задушить свободу и истину, с которыми не может сосуществовать, подкупает, охмуряет, проникает повсюду своими «щупальцами». Короче, сам Дьявол! Одно дело — вести обычную политическую борьбу, предпринимая разумные шаги и меры предосторожности, другое — впадать в истерику и везде видеть демонов, винить их во всех бедах. И, хотя «современные» и «прогрессивные» люди нашего времени склонны смеяться над людьми прошлого как над «суеверными» и «истеричными», над ними самими, вполне возможно, будут смеяться люди будущего.

Так что у людей каждой эпохи и каждого исторического этапа свои идолы и демоны, присутствие и силу которых они ощущают. И на каждом из этих этапов испытание состоит в том, чтобы, несмотря на реальные ощущения, руководствоваться разумом, сохранять спокойствие и веру в Б-га и полагаться на Него.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Уровень человека 26. Пути упования. Глава 8

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо

Месяц Тамуз

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тамуз • Пост 17-го Тамуза • Пять бедствий в один день • 17-е Тамуза в пустыне • Сделай нам идола • Восстановление порядка • Как были разбиты скрижали • Путь раскаяния • Прекращение постоянных жертвоприношений • Разрушение стен Иерусалима • Как Апустумус сжег Тору • Идол, внесенный в Храм • Законы, связанные с 17-м Тамуза • Между двумя постами

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк «Перед приходом Машиаха», излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии — и на многие другие языки


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.