Темы: Дружба, Подарки, Мишлоах манот, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Какое истинное значение у подарков? К примеру, когда один человек часто дарит другому какую-то незначительную вещь? Может ли это расцениваться как попытка «втереться в доверие», например? То есть, я имею в виду отрицательные мотивы у дарящего. Попытку сыграть на тщеславии или на гордости, чтобы потом продолжить какие-то свои манипулятивные фокусы? Заранее, благодарю за ответ. Сендер
Здравствуйте, Сендер!
Простой смысл подарка — элементарное желание принести человеку пользу и/или доставить удовольствие. Если подаренная вещь полезна, то — и то, и другое. Если не очень полезна, значение может быть символическим — демонстрация дружбы и любви, как другие знаки внимания, вроде поздравительной открытки или, где уместно, поцелуя.
Например, в Пурим, самый радостный праздник в еврейском календаре, есть заповедь мишлоах манот иш лэ-рээу — «посылания (в подарок) еды друг другу». Делая такой подарок, мы укрепляем дружбу. Мы сами выбираем, кому послать эти подарки, и самим этим посыланием говорим: я отношусь к тебе как к другу. Что естественным образом должно вызвать взаимные чувства.
Другое дело, что не только дарить подарок, но и любое действие можно совершать со скрытыми мотивами. Например, комплимент можно делать искренне, чувствуя потребность похвалить, воодушевить и т.д., а можно — с целью польстить, завоевать расположение, манипулировать. И помощь любого рода можно оказывать по разным мотивам. Если человек делает доброе дело публично, то, может быть, с целью прославиться, стать «героем». Многие политики, если не большинство, помогают людям отчасти из добрых побуждений, а отчасти — ради продвижения по карьерной лестнице, обретения славы, власти. Да и представители многих других профессий тоже. Человек — сложное существо, и мало кто действует с чисто благими или с чисто корыстными намерениями, чаще это какое-то совмещение.
Иногда даже хороший человек, имеющий добрые намерения, делает подарки не совсем от чистого сердца, а с целью задобрить получающего, который представляет угрозу. Так, например, наш праотец Яаков послал дары своему брату Эйсаву (Берешит 32:14-21) перед тем, как с ним встретиться, чтобы задобрить его — опасаясь, что давно ненавидевший его Эйсав хочет при встрече убить его. В дипломатии часто используются символические подарки для демонстрации доброй воли, хотя все знают, что это во многом театр.
Это в теории. Другое дело, что по Вашему вопросу создается впечатление (поправьте, если ошибаюсь), что конкретно Вам или близкому Вам человеку кто-то часто делает незначительные подарки и Вам это кажется подозрительным. Если так, то трудно судить о конкретном случае, не зная подробностей. В зависимости от обстоятельств, эти подарки могут быть как знаком дружбы, так и попыткой завоевать симпатию с целью манипулировать. Хотя, если второе, то, похоже, даритель не очень хорошо умеет это делать. Ведь манипулировать надо тонко, создавая впечатление искренности и не вызывая подозрений, а это у него явно не получилось. Может быть, он действительно хочет просто проявить дружбу, но делает это неуклюже. А может быть, это проявление влечения. Зависит, от того, кто, кому и при каких обстоятельствах делает подарки. Мужчина женщине — может быть, простое ухаживание. Подчиненный начальнику — больше похоже на подхалимство. Подсудимый судье — взятка. И так далее, тут очень много вариантов.
Поэтому гадать, не зная конкретики, тут бессмысленно. Да и не хочу, представляя разные варианты отрицательных мотивов, наводить подозрения на человека: возможно, они необоснованные. Вы знаете обстоятельства и подробности, поэтому Вам легче постараться определить, в чем тут дело. Или посоветоваться — с человеком, который знает дарящего, получающего, и обстоятельства, — такой может помочь сделать правильный вывод.
А я пока что могу только пожелать Вам благоприятного разрешения конкретной ситуации и успехов в жизни вообще.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Что рекомендует в таких случаях Царь Соломон?
Рав Арье (Лев) Кацин
р. Меир Фомичев
Злата Грайбер
Отзывы читателей
Рав Натан Агрес
Рав Зеев Гершензон
Что Тора говорит о таком поиске?
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Исроэль-Меир Лау
Обязанность отмечать Пурим — одна из семи заповедей, установленных нашими мудрецами, и сама эта обязанность тоже состоит из семи заповедей
Рав Элияу Левин,
из цикла «Пурим. Законы праздника»
Рав Овадья Климовский
В чем принципиальное различие?
Рав Ашер Кушнир
Что делать, если муж отказывается посещать мероприятия, на которые приглашена его жена? Раввин Ашер Кушнир: с одной стороны, муж важнее, с другой, следует сделать всё, чтобы приглашающая сторона не была обижена.
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.