Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мораль выдумана человеком так же, как и Б-г?

Темы: Природа, Совесть, Атеизм, Добро и Зло, Животные

Отложить Отложено

Философский вопрос. Как-то раз наткнулся на одно утверждение атеиста, и хотелось бы услышать еврейскую точку зрения насчет этого: Вот утверждение: «Мораль — это такая же вера в Бога, и не существует морали (добра и зла) в природе. Это понятия, выдуманные человеком, и без человека существовать не могут так же, как и Бог». Саша

 

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Саша!

Человек, утверждающий это, прав в одном: если бы Б-га не было, то и понятия добра и зла были выдумкой. Они существуют только потому, что их задал Б-г, Высший Интеллект и Верховный Судья. И если предположить, что Б-га нет, то невозможно, например, доказать Гитлеру, что убивать евреев плохо. А почему плохо? Вот он, Гитлер, считает, что хорошо. Вам кажется, что плохо? — так это Ваше личное мнение и восприятие, а у него другое. Кто ему докажет, что такие мысли и действия недопустимы? Это выглядит ужасно? Да, но необходимо, потерпите.

А если «принять гипотезу существования Б-га», то Он не только задал эти моральные принципы, но и создал человека с естественным чувством добра и зла, стремлением к первому и неприятие второго. Как объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш, в этом смысл утверждения Торы, что человек создан по образу и подобию Б-га. Б-г — само добро, истина и справедливость, любовь и милосердие. И Он создал человека подобным Себе, чтобы был Его представителем на этой земле. Поэтому в человеке заложено естественное чувство истины и добра и неприятие зла и лжи. Чтобы, руководствуясь этими чувствами, человек совершенствовал мир: любил людей и помогал им, делал добро и искоренял зло. Поэтому, когда человек видит несправедливость, у него «естественным образом» закипает кровь и появляется жгучее желание изменить ситуацию.

А также человек наделен миссией совершенствования самого себя. Поэтому, если в нем самом что-либо противоречит принципам добра и справедливости, то совесть его начинает мучить, требовать изменить положение дел. Именно так рав Гирш объясняет уподобление человека Б-гу: «Ничто в человеке не должно противоречить Б-жественным атрибутам: истине и любви, справедливости и святости. Человек не может быть равным Б-гу, но может быть подобным».

Животные же не были созданы подобными Б-гу, поэтому они живут не моралью, а инстинктами. И их мир построен так, что на всех уровнях кто-то кого-то ест — на это животных толкает самый мощный инстинкт: самосохранения и выживания. У человека этот инстинкт тоже мощный, но ему нельзя выживать аморальными способами, нельзя давать волю своим «животным» качествам, если это причинит кому-то зло.

Так что чувство морали и понятия добра и зла действительно без Б-га существовать не могут. Но по факту они существуют — потому что существует Б-г.

Как раз на Его существование природа очень даже указывает. Его невозможно увидеть напрямую, но вся природа свидетельствует о Нем — как любой искусно изготовленный предмет свидетельствует об изготовившем его мастере. Кто не хочет этого видеть, тот может говорить о «матери-природе» или об «историческом процессе», или о «судьбе», или о «господине Случае», но на самом деле все это означает признание, что всем миром и происходящими в нем процессами Кто-то управляет. И каждого человека Кто-то «ведет за руку». Это вполне наблюдаемо, и таким образом можно прийти к истинной вере — то есть убеждению, что Б-г существует.

А поскольку Он существует, Он и заложил в человеке чувство добра и справедливости и стремление к ним. Поэтому мудрецы говорят, что заповеди типа мишпатим — такие, как «не убий», «не укради» и т. д., человеческий разум требовал бы соблюдать, даже если бы они не были записаны в Торе: Б-г заложил в человеке стремление к добру и неприятие зла независимо от того, какие книги он читает и в какие идеи верит.

Поэтому и от атеистов далеко не всегда услышишь, что мораль не может существовать без Б-га. Чаще они утверждают, по сути, противоположное: что и без Б-га можно быть хорошим человеком. Мол, человек и так чувствует, что убивать и воровать нельзя, это «общечеловеческие ценности», и необязательно, чтобы это ему сообщала какая-то религия.

Но на самом деле ближе к истине именно утверждение того атеиста, которого Вы цитируете: без Б-га не было бы морали, и человек чувствует эти «ценности» только потому, что таким его создал Б-г. А вот волк не чувствует, и никак мы ему не объясним, что нехорошо есть ягненка всего лишь потому, что хочется ему, волку, кушать. Басня Крылова имеет смысл, пока она метафорически описывает людей: для «человеческого волка» действительно аморально есть «ягненка» или преследовать добропорядочного «зайца». Но реальный волк должен есть зайцев и ягнят, иначе сам не выживет.

Так что порадуемся, что Б-г существует и что Он устроил наш, людской, мир так, что в нем могут выживать и «зайцы», и «ягнята», пусть не всегда и не без трудностей, но все-таки гораздо чаще, чем реальные зайцы в животном мире.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.