Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У меня хорошо идут дела, значит, всю награду получаю в этом мире, а в будущем мне награды нет?

Темы: Успех, Награда и наказание, Рамбам, Милосердие, Заповеди, Наслаждения, Будущий мир, Благодарность

Отложить Отложено

Здравствуйте! У меня хорошо идут дела, но в то же время мне тревожно. Если Б-г сейчас благоволит ко мне и у меня идут дела хорошо, значит ли это, что сейчас я получаю награду в этом мире, а в мире грядущем её уже не будет? Дмитрий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дмитрий!

Простой ответ на Ваш вопрос — не надо слишком тревожиться. Скорее, благодарить Б-га за то хорошее, что у Вас есть.

Ведь «награда в этом мире за счет будущего» — отнюдь не единственное объяснение успеха человека в этом мире. Прежде всего, Тора говорит (в том числе в недельной главе Бэхукотай), что успех в этом мире — благословение, которое дается за выполнение заповедей.

Простой смысл — в качестве награды.

На более глубоком уровне Рамбам объясняет, что полноценной награды за выполнение заповедей в этом мире быть не может: этот мир слишком ограничен и его благ недостаточно для настоящей великой награды, причитающейся за соблюдение Закона. А успех в этом мире — скорее, средство, которое Б-г посылает человеку для дальнейшего исполнения заповедей: если человек уже хорошо их выполняет, ему предоставляют еще больше возможностей. Как человеку, который преуспел на определенной должности, расширяют полномочия и дают дополнительные рычаги, чтобы еще больше мог сделать.

И только в случае, когда, казалось бы, явный нечестивец тоже преуспевает, а не лишается всех благ, Тора поясняет: не беспокойтесь, наказан он будет, но сейчас получает награду за то добро, которое все-таки сделал, и эта награда — за счет награды в Будущем мире.

Так что первая мысль о преуспевающем человеке — действительно, как Вы сказали: Б-г к нему благоволит. К Вам благоволит. Зачем же Он будет, не дай Б-г, так поступать с Вами: лишать истинного блага? Так Он в некоторых случаях поступает с нечестивцами. Но что-то мне подсказывает, что Вы к числу таковых не относитесь.

Конечно, каждый должен реально себя судить, правдиво оценивать свои поступки, отчитывать себя за любой намек на подлость, не дай Б-г, и стремиться искоренять даже зачатки дурных свойств характера (т. е., правильно работать с ними). Никто из нас не безгрешен полностью, всем есть над чем работать и за что себя укорять. Но все-таки большинство из нас — люди «хорошие», которые понимают, что надо делать добро и избегать зла, и стараются следовать этим принципам на практике.

Да, есть вокруг нас люди, которые выглядят «плохими». Но во многих случаях это впечатление внешнее и поверхностное, а реальность более сложная, и только Б-г, Знающий их «изнутри», Понимающий все их чувства, тревоги и мотивы, может быть им судьей. Только Он определяет, кто действительно является тем злодеем, которому процветание в этой жизни дается как награда за немногочисленные добрые дела и которого в Будущем мире ждет только наказание.

(В эпоху Танаха вообще нечестивцы были совсем иного «вида», нам, по сути, неведомого. Тогда существование Б-га было очевидным и даже грешники не могли его отрицать. Но они «знали своего Господина и намеренно против Него бунтовали». Нам сейчас трудно такое представить. Даже те, кто сегодня ответствен за убийства, теракты, кровопролитные войны и т. п., обычно убеждают себя в какой-то идее, оправдывающей эти действия, находя, таким образом, способ продолжать считать себя «хорошими». Иногда эти люди действительно искренне верят в свои идеи, а иногда их действия хотя бы отчасти вынужденные. Как сказано, Б-г им судья).

Итак, сам по себе успех вовсе не является знаком, что «что-то не так». Мне знакомы многие достойные люди, которые в целом успешны, и трудно поверить, что на самом деле все они грешники и награда им полагается только здесь, а там — суровое наказание. Гораздо вероятнее, что они действительно достойные люди и успех — знак того, что им благоволит Б-г. И/или что Он дал им эти блага как инструмент, с помощью которого они будут выполнять правильные действия в качестве Его представителей.

Отсюда и предложение Вам. СЛИШКОМ тревожиться не надо — до такой степени, что это отравило бы жизнь и свело на нет наслаждение теми благами, что у Вас имеются. Жизнь, как известно, бывает всякая, и, если у Вас она идет успешно, не упускайте возможность элементарно этому порадоваться. Б-г дал Вам успех, значит, Он хочет доставить Вам удовольствие.

Но в то же время Вы правы: полностью расслабляться и забываться не следует. Надо помнить о том, какой разной бывает жизнь, — и использовать те блага, что у Вас есть, для улучшения этой жизни и другим людям. Есть деньги? Можно заниматься благотворительностью, помогать тем, у кого с деньгами туго. Есть большой дом? Можно принимать гостей, давать им чувствовать себя, как дома. Есть какие-то рычаги власти, способность что-то сделать? Можно приносить людям пользу, созидать, спасать. И так далее, «с каждого по способностям».

То есть важно сделать данные нам блага не целью, а средством для правильных действий и так создать более веские основания, по которым Б-гу стоит продолжать давать нам эти блага — не как награду только на этом свете, а как инструмент для еще более эффективного выполнения заповедей.

Пусть успех и дальше сопутствует Вам и только умножается!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.