Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему предписано жениться на вдове брата, если тот умер бездетным?

Темы: Йеуда, Боаз, Наследство, Брак, Душа, Земля Израиля, Цари Израиля, Колена Израиля, Левиратный брак

Отложить Отложено

К главе Ки теце. Здравствуйте! В чем заключается смысл левиратного брака (ибум)? Почему вдова человека, умершего бездетным, должна выйти именно за его брата, а он — взять именно ее, вместо того, чтобы каждому связать свою судьбу с тем, кто придется по душе?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Заповедь о левиратном браке нам сегодня действительно трудно понять. Похоже, она из тех, что были полностью понятны людям эпохи дарования Торы, обладавшим наиболее близким к ее идеалу мышлением. Тогда как для людей более поздних поколений подобные заповеди ближе по типу к хуким: они не понятны до конца и их надо выполнять потому, что мы евреи, служители Б-га, и так Он заповедал нам служить Себе.

Но в случае женитьбы речь идет об установлении близких отношений между людьми, где все-таки большую роль играют чувства и намерения, а не просто готовность исполнить приказ. Поэтому сегодня в случае возникновении такой ситуации у ашкеназов принято проделывать церемонию халица, освобождая вдову и брата умершего от обязанности вступить в левиратный брак, т. к. нет уверенности, что они вступили бы в него с правильными намерениями и во имя Небес. А ведь без этого связь с женой брата запрещена.

Мы можем как-то понять логику заповеди с помощью объяснений мудрецов, но полностью проникнуться ею так, чтобы самим быть в состоянии выполнить заповедь с необходимой искренностью, вряд ли сумеем. Но понять все-таки попытаемся.

Память об умершем — связь с ним

По Торе цель левиратного брака — «восстановить имя умершего», сделать так, чтобы оно не «стерлось».

Что это значит?

Человек должен жить так, чтобы после него в мире что-то осталось. Какой-то след, какая-то память. Чтобы после его ухода не получилось так, как будто его никогда и не было. Он и сам чувствует эту необходимость оставить наследие, и стремится к этому. Разумеется, главное — правильные действия, от которых всегда что-то в мире изменится. Но даже если он совершал такие действия, его имя может и не запомниться: много в мире делается добра, а имена добродетелей забываются. А человеку нужно, чтобы осталась память и о нем самом, чтобы сохранилось его имя.

И не просто память о том, что было — или кто был. Тора определяет «память» о ком-то как реальную связь с ним. Нечто, существующее здесь и сейчас, связанное с ним и напоминающее о нем, как бы некоторая степень его присутствия.

Это люди тоже ощущают, поэтому во многих случаях ставят памятники: вот он, стоит здесь и сейчас, напоминая нам о человеке, который был.

Но у евреев памятников (кроме надгробий) не ставят — точнее, ставят иного рода памятники.

Какие же?

Прежде всего — потомство. Ведь и сегодня фамилии людей могут напоминать о предках. Например, видя человека по фамилии «Пушкин» или «Кеннеди», мы автоматически вспоминаем о конкретных людях прошлого, носивших эту фамилию. Но не все так знамениты, и фамилия «Иванов» вряд ли напомнит о безвестном прадеде носителя.

Изначально фамилий не было, но человека представляли, упоминая его довольно длинную родословную. Например, «Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша, из колена Биньямина» (Эстер 2:5). Так имена Яира, Шими и Киша сохранялись в качестве звеньев цепочки родословной живущего ныне Мордехая. Своей жизнью здесь и сейчас Мордехай напоминал о них и связывал их с настоящим. Был их «живым памятником».

Поэтому Яаков сказал, что не хочет, чтобы в будущем его имя упоминалось в родословной таких грешников, как Корах (Раши к Берешит 49:6), и Тора представила последнего так: «Корах, сын Ицхара, сына Кеата, сына Леви» — но не «сына Яакова» (Бемидбар 16:1). Такого «памятника» себе Яаков не хотел, не желал упоминания о том, что породил такое потомство.

Такое понимание «памяти», кстати, помогает понять и заповедь в конце той же главы Ки Теце: «Сотри память об Амалеке». Здесь известный вопрос: как можно стереть память о нем, если о нем постоянно напоминает сама Тора?

Но на основании сказанного ответ, похоже, такой: надо стремиться к тому, чтобы в нынешнем мире не осталось ничего, связанного с Амалеком: ни его потомства, ни его идей. Конечно, мы не забудем, что он был, но пусть останется исключительно в истории и ни в каком виде не присутствует сейчас.

(Аналогично объясняется и чтение отрывков Зихронот в праздник Рош а-Шана — «память», «напоминание» Б-гу о нас. Как можно просить Б-га о чем-то «вспомнить», Он ведь ничего не забывает! Ответ: «память» означает не просто сохранение информации о ком-то, но и связи с ним. Мы отдалились от Б-га и утратили связь с Ним, и Он в наказание тоже нас «не знает» — не связан с нами. Наши беды — не Его проблемы. А мы просим восстановить связь и Его присутствие в нашей жизни).

А о «памяти Амалека» мудрецы (Раши к Дварим 25:19) разъясняют: даже их скота не должно остаться, чтобы люди не могли указать: «Эта корова принадлежала Амалеку» — чтобы таким образом не «упоминалось его имя» в связи с чем-либо, существующим сейчас.

В противоположность этому, память об умершем еврее надо сохранить — обеспечить его связь с настоящим, упоминание его имени. И, если у него есть потомство, то его имя упоминается благодаря потомству.

«Дом» в пространстве и во времени

А вот как объясняет рав Гирш следующие слова Торы (там же 25:9): тот, кто отказался от левиратного брака, не «отстроил дом брата». Что значит «дом»?

Дом — это пространство, находящееся вне самого человека, но в котором он пребывает — и которое «заполняет собой». Это «расширенная одежда»: и защита от внешних угроз и дискомфорта, и «фасад» человека. И дом, и одежду человек делает такими, чтобы они создавали его образ в глазах других, представляли его таким, каким он сам хочет выглядеть в их глазах: и снаружи (в глазах прохожих), и изнутри (в глазах гостей).

Как известно, время подобно пространству, внутри него мы тоже «движемся». И «дом» тоже может быть как в пространстве, так и во времени. Последнее — то «пространство» во времени, в котором самого человека уже нет, но в котором ощущается его присутствие. Он «пребывает» в этом пространстве и «заполняет его собой». Как именно? Создав семью и произведя потомство. Оно представляет его после смерти, по потомкам судят и о предках. (Поэтому Яаков и не хотел, чтобы Корах служил его «представителем»). Поэтому «домом» называют династию: дом Давида, дом Романовых.

И главное устремление человека в этой жизни — именно «строительство дома»: расширение своего присутствия и в пространстве и во времени. Создав людей, Б-г велел им (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

А если потомства нет?

Тогда в какой-то мере поможет левиратный брак.

Жена, земля и потомство

Как объясняют мудрецы (Абарбанель к Дварим 25), брат покойного не только женится на его вдове, но и наследует его земельный надел. Ибо, как пишет Мальбим (Дварим 25), особая святость Земли Израиля проявляется, среди прочего, в том, что надел в ней называется именем получившего его человека. В результате люди видят, что вдова этого человека продолжает жить в его уделе, «входить и выходить» из него, и говорят: «Эта женщина была женой такого-то».

То есть, и женщина, и земля носят его имя. Раньше эта женщина была его женой, а надел был его землей, и теперь тоже его жена продолжает жить на его земле. Один из конкретных примеров в Танахе — брак Рут с Боазом. Этот брак не был напрямую левиратным, т. к. Боаз был не братом Махлона, а более дальним родственником. Но и он не просто женился на ней, а выкупил участок ее мужа, который иначе продали бы, и так Рут осталась на этой земле. И люди могли говорить: «Вот Рут, которая была женой Махлона» (Раши к Рут 4:10).

А если оперировать понятиями рава Гирша, жена — это часть «дома» во времени, дома, который человек строит: женится и производит потомство. Если он умер бездетным, он лишился возможности достроить дом, начав строительство женитьбой. Поэтому его брат «заступает его место», принимает этот «дом» во времени и продолжает его «строить» — первый сын будет считаться потомком умершего. И дом в пространстве он тоже принимает — получает имущество умершего и продолжает его использовать в аналогичных целях. Ведь имущество человека дается ему как инструмент для его деятельности, выполнения его роли. А брат, обладающий подобной душой, больше всего подходит для продолжения этой роли — пока ее не унаследует сын, еще больше похожий на умершего.

Кроме того, уже в понимании каббалистов, сын, родившийся от левиратного брака, будет обладать душой самого умершего — это ее гильгуль (реинкарнация). Тело и характер — тоже инструмент, который дается душе для выполнения ее предназначения в этом мире. Поэтому каждая душа получает тело и характер, которые подходят ей. И, если душе нужно вернуться в этот мир, то лучше всего — в том теле и с тем характером, которые максимально схожи с изначальными. А здесь отец — брат умершего, а мать — бывшая жена умершего, «вторая половина» его души, ближе некуда. Так левиратный брак создает наилучшие возможные условия для реинкарнации, если она должна произойти.

Возвращаясь к более житейским соображениям, Абарбанель пишет: левиратный брак — это милость не только умершему, но, обычно, и жене. Ведь на протяжении большей части истории главным источником пропитания была собственная земля: денег в современном понимании практически не было, каждый выращивал свой урожай. (Поэтому вместо налогов были десятины: самым практичным способом материальной поддержки других людей были не финансовые субсидии, а предоставление самих продуктов или зерна). В таких условиях не дать вдове остаться во владениях мужа — это, по сути, «пустить по миру». А так ей в жизни есть на что опереться, во всех смыслах. Неслучайно в Торе вдова всегда упоминается вместе с сиротой — в те времена она оказывалась без защиты. Тогда женщине было трудно без мужа — и сейчас нелегко, но еще можно, тогда же было почти невыносимо.

Впрочем, рав Гирш замечает, что основную милость тут все-таки оказывается умершему: ведь заповедь остается в силе, даже если вдова богата и одна не пропадет, а если у человека осталось потомство, то заповеди ибума нет, даже если вдова бедна и ей некуда податься.

Особая самоотверженность ветви Йеуды

Наконец, в определенной мере левиратный брак действительно является особым видом милосердия, и это — удел даже не всех ветвей еврейского народа, а только колена Йеуды. Поэтому в конкретных примерах левиратного брака в Торе действуют сам Йеуда и его потомки, включая Боаза.

Каким особым качеством обладали эти люди?

Способностью отказаться от своего «я» и, полностью подчинив себя Воле Б-га, действовать как инструмент в Его руке. Именно это качество необходимо для левиратного брака.

Ведь в обычных условиях жена брата запрещена. Почему же, если брат умер бездетным, она разрешена?

Потому, что, вступая в этот брак, человек отказывается от своего «я» и выступает не как брат умершего, а как орудие в руках Б-га, которое выполняет то, что решил Б-г. Поэтому и потомство от левиратного брака считается потомством умершего, а не его брата — «не он» это сделал, а Б-г использовал его как инструмент для «восстановления имени умершего».

Так что тут речь идет не просто о милосердии, а о специфической форме отказа от своего «я». И такой способностью, по словам мудрецов, обладает только Йеуда и представители его колена — в отличие от Йосефа, другого ведущего сына Яакова. Последний отличается способностью к изучению Торы и духовному росту, но ему трудно по-настоящему отказаться от своего «я»: он слишком хорошо осознает свои достоинства, способности и достижения, чтобы искренне считать, что сам по себе ничего не стоит. Конечно, если он праведник, он не забывает, что все его таланты и достижения даны Б-гом. Но все-таки он — не Его рука, а Его представитель. Б-г дал Йосефу силы и ум, чтобы он сам решал и действовал, чтобы обретал чувство достижения. И эти достижения Йосефа вполне реальны. Зато Йеуда отличался тем, что умел, в случае чего, признавать свою неправоту и каяться. Это тоже важное качество.

Настолько, что именно Йеуда и его потомки наделены властью и наследуют царство: царь должен уметь отказываться от своего «я» и жить не для себя, а для своего народа. А также, несмотря на природную решительность и лидерские качества, уметь признавать свою неправоту и миловать, как Йеуда в истории с Тамар. Только такой лидер будет и сильным, и справедливым.

И способным по-настоящему выполнить заповедь левиратного брака. Поэтому когда придет тот самый сильный и справедливый царь из колена Йеуды, которого мы ждем, тогда вместе с его царством мы удостоимся и полного понимания сути и правильности всех заповедей Торы.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.