Темы: Обида, Речь, Чистота речи, Злословие, Лашон а-ра, Хафец Хаим, Уважение, Критика, Праведники, Упрек
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак делать замечания? Правильно, чтобы не было лашон а-ра (злословия)? Барух
Уважаемый Барух!
Вопрос у Вас очень интересный и актуальный. Еще больше, чем запрет лашон а-ра, здесь действует запрет онаат дварим — обидеть человека словом. Есть такой особый запрет в Торе (Ваикра 25:17) — не обидеть человека словом, даже если ты говоришь ему правду. Да и замечание — это не самоцель. А цель — чтобы человек исправил свое поведение, чтобы это на него подействовало. Обычно надо делать замечание не при людях. И говорить в такой форме, чтобы человек готов был это принять. Чтобы почувствовал, что ему говорят для его же пользы.
Приводят от имени а-Шло а-Кадош: написано в Мишлей: «Не обличай насмешника, ибо он возненавидит тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (9:8). Смысл этого стиха очень понятен — мудрый человек готов слушать критику, а насмешник ненавидит тех, кто его критикует. А-Шло предлагает интересное объяснение этого стиха: когда ты упрекаешь человека, не говори ему: «Ты насмешник, ты дурак, ты не знаешь, как себя вести — и вот ты делаешь то-то и то-то» — тогда он будет тебя ненавидеть. А надо упрекать так: «Ведь ты такой умный, продуманный, взвешенный — тебе совсем не подходит такое действие!» Тогда человек примет критику и будет любить того, кто ему указал на промах.
Приведу примеры.
Вот укор, выраженный строго по Торе (цитирую по своей статье «Укорять, не обижая»):
«Как-то в поездке Хафец Хаим остановился на постоялом дворе, где увидел не слишком привлекательную сцену. Какой-то еврей, покупая себе еду, грубо вел себя с продавцом, а потом начал есть, не сказав благословения на пищу. Хафец Хаим хотел было сделать ему замечание, но продавец остановил его:
— Не поможет, — сказал продавец. — Это николаевский солдат. С детства в армии. Можете себе представить, какую школу он прошел за двадцать пять лет, какие у него были наставники и с кого он брал пример!
— Я уже понял, что надо делать, — улыбнулся Хафец Хаим.
Он подошел к солдату и поздоровался:
— Шалом алейхем! Я слышал, что ты отслужил двадцать пять лет. Не раз, наверно, от тебя требовали, чтобы ты крестился. Но ты остался евреем. Ты самоотверженный человек, я поражаюсь твоему духовному уровню.
Солдат был тронут. Он растрогался еще больше, когда узнал, кто так высоко оценил его. А Хафец Хаим продолжил:
— Если теперь ты постараешься во всем поступать правильно, по Торе, в мире не будет счастливца, подобного тебе».
Второй пример из книги моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем»:
«Отец всегда брал меня с собой в синагогу…Однажды — мне было лет восемь — мы с отцом сидели в сторонке и слушали, как шохет (резник, который режет скот для общины; он должен хорошо знать законы шхиты — правильного убоя скота и вообще быть человеком праведным и сведущим в Торе) разбирал мишнает с группой евреев (там было человек тридцать). Отец тихо сказал мне: “Хочу, чтобы ты знал: здесь он объясняет неправильно”. Я удивился: почему же отец не поправляет шохета?
Занятия закончились, мужчины прочли вечернюю молитву и разошлись. Шохет подошел к отцу, поговорил с ним, и отец, как бы между прочим, заметил: “Знаете, в мишнает есть одно место, которое не все правильно понимают” — и объяснил. “Ой, — говорит тот, — а ведь и я объяснил неверно. Надо завтра повторить все заново и исправить ошибку”. Тут я понял, почему отец сперва промолчал. Он не хотел при всех ставить резника в неловкое положение. Этот случай был для меня хорошим уроком».
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан-Аруха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Х. Вальман
Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.
Мирьям Климовская
Семейные скандалы происходят нередко. Следуя несложным правилам, можно взять себя в руки и перестать решать проблемы при помощи крика.
Хафец Хаим
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.