Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Израиль побеждал Амалека, пока руки Моше были подняты?

Темы: Моше, Война, Амалек, Молитва, Вера

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый раввин. Вопрос по книге Шмот, гл. 17: во время битвы с амалекитянами Моше держал руки поднятыми и, когда они были подняты, Израиль побеждал. Что значило это поднятие рук? Некоторые толкуют, что, якобы, Моше держал руки крестообразно, но ничего такого в 17 главе нет.

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Сказано в Торе: «И пришел Амалек и стал воевать с Израилем в Рефидиме. И сказал Моше Йеошуа: “Выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком! Завтра я встану на вершине холма с посохом Всесильного Б-га в руке моей”. И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше о войне с Амалеком, а Моше, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было — как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль, а если опустит руку свою, одолевал Амалек. И отяжелели руки Моше, и взяли они камень, и положили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его — один с одной, а другой с другой стороны, и были его руки тверды до захода солнца» (Шмот, 17:8-12).

В переводе Ункелоса (классический перевод Торы на арамейский язык) сказано так: «И были его руки простерты в молитве до захода солнца». Видя то, что руки Моше простерты в молитве, все евреи также обращались в безмолвной молитве к Творцу мира, и это помогало им одолевать врага, а Моше давало силы не опускать руки. Но, если вера евреев ослабевала и они начинали сомневаться в помощи Всевышнего, у Моше «опускались руки». Они тяжелели, и он не мог их удержать, а евреи, глядя на это, теряли остатки своего боевого духа.

Вы правы, в тексте Торы нет и намека на то, что Моше держал руки крестообразно. Более того, из того что Тора не указывает на эту существенную деталь, следует, что он держал руки обычным образом. Ведь задача Писания — объяснить нам что-то, а не запутать. Что же касается толкования «некоторых», вероятно, их цель найти в Торе то, что им хочется, а не то, что там написано.

Но вот какое объяснение предлагает рав Моше-Давид Вали (1697-1776, Италия) в своей книге «Брит Олам» (комментарии на книгу Шмот). Он обращает внимание на интересную деталь — написано: «И было — как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль, а если опустит руку свою, одолевал Амалек». Рав Моше-Давид Вали объясняет: отложив в сторону посох, Моше поднял руки, соединив их вместе. Это действие должно было символизировать Высшее единство и помочь одолеть духовный корень Амалека, суть которого — разрушив это единство, разорвать связь между миром и Творцом.

Но Моше-рабейну все-таки был человеком, он мог уставать. Кроме того, одна из духовных задач Амалека — внести тяжесть и усталость в служение Творцу. Поэтому руки Моше начали тяжелеть, и он стал опускать их по очереди — то одну, то другую, нарушая символическое единство и давая Амалеку воспрянуть духом в бою. Когда евреи поняли, в чем причина неожиданных приливов силы у Амалека, они посадили Моше на камень и стали поддерживать его руки, чтобы они оставались соединенными. Поэтому в Торе сказано (дословно): «И было (в единственном числе) — его руки тверды до захода солнца», словно две его руки слились в одну.

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.