Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О великих галахистах

 

РАШБА и РИТВА

Раби Шломо бен Адерет (Рашба) родился около 1245 года в Барселоне. Он, ученик рабейну Йоны, перенявшего еврейское учение от Рамбана, стал одним из крупнейших мудрецов конца XIII - начала XIV веков. Занимая официально пост барселонского раввина, Рашбо фактически играл роль главного раввина Испании и титуловался "El Rab d'Espana". Он являлся также главой йешивы г. Барселоны. Из его йешивы вышли величайшие мудрецы испанского еврейства следующего поколения - такие как Ритва и выдающийся комментатор Торы р. Бахья бен Ашер.
В то суровое время, когда по Франции сжигали книги Талмуда, а в Германии убивали евреев, раби Шломо бен Адерет стал главой евреев стран рассеяния. Его гений проявился в умении дать лаконичный, точный и мудрый ответ на самые острые и деликатные проблемы еврейской жизни.
Популярность Рашба росла день ото дня. С вопросами к барселонскому раввину, окруженному многочисленными учениками, обращались частные лица и общины почти из всех стран Европы, Азии и Африки. На все вопросы Рашба отвечал обстоятельными посланиями, носившими в зависимости от содержания запроса алахический или дидактический характер. Его "респонсы" - законодательные разъяснения и судебные решения - имели очень важное практическое значение. Сейчас известно более трех тысяч алахических ответов, отправленных им в разные страны.
Рашба составил также ряд комментариев к различным трактатам Талмуда ("Хидушим"). Комментируя Талмуд, он пользовался методом великих еврейских мудрецов - Рифа, Рамбама, Раши, других выдающихся раввинов, которых он глубоко уважал, что, правда, не мешало ему критически относиться к некоторым их выводам. И сегодня Рашба считается одним из самых выдающихся комментаторов Талмуда. Велико и значение его свода законов "Торат а-байт"
Рашба умер в 1310 году в Барселоне.
Наиболее выдающимся учеником Рашбы был раби Йом-Тов бен Авраам (Ритва). Его комментарии к Талмуду сегодня можно увидеть в каждой ешиве.
 

РОШ

 


В 5064 (1304) году в Испанию прибыл из Германии раби Ашер бен Ихиель (Рош), ученик раби Меира из Ротенбурга. В Барселоне его приняли с большим почетом, а крупнейшая еврейская община Испании в Толедо, столице Кастилии, предложила ему пост главного рава. Более двадцати лет раби Ашер возглавлял еврейство Кастилии, а после смерти Рашбы стал главой еврейской общины всей Испании.
Его ешива в Толедо стала центром изучения Торы, и туда съезжалась молодежь не только Испании, но и Франции, Германии и даже России. Рош привез в Испанию идеи и принципы Баалей Тосафот, органично включив в их систему величайших комментаторов Торы, таких как Риф и Рамбам.
В соответствии с законодательством Талмуда еврейский суд в наше время не выносит смертных приговоров. Однако Рош, будучи судьей еврейской общины Кастилии, в исключительных случаях осуждал преступника на смерть, ибо видел в этом суровую необходимость.
Умер Рош в Толедо в 5087 (1327) году.
 

БААЛЬ АТУРИМ

 

Вместе с раби Ашером в Испанию прибыл его сын раби Яаков (Бааль атурим). После смерти отца он стал членом раввината Толедо, но, несмотря на бедность, отказался от полагающейся ему платы.
Раби Яаков бен Ашер решил систематизировать весь материал, изложенный в книгах по алахе и написал книгу "Арбаа турим" (Четыре ряда). Хотя "Мишнэ Тора" Рамбама являлась основой для алахических постановлений, труды многих выдающихся мудрецов того периода по исследованию логических связей в Талмуде привели их к различным и, подчас, противоречивым мнениям.
Раби Яаков не пошел по пути Рамбама, то есть не систематизировал всю талмудическую алаху лишь по темам. Он акцентировал внимание только на актуальных в его время алахических постановлениях, располагая их в порядке, учитывающем и порядок Мишны, к которому ученики привыкли больше, чем к чисто смысловому порядку, предложенному Рамбамом.
Всю практическую алаху раби Яаков разделил на четыре части -Арбаа турим.
В первой части ("Орах Хаим") излагаются законы молитв и благословений, шабата и праздников. Во второй ("Йоре два") - законы шхиты, кашрута, чистоты семейной жизни и т. п. Третья часть ("Эвен аэзер") описывает семейное и наследственное право. И, наконец, последняя, четвертая часть ("Хошен мишпат") содержит законы судопроизводства, а также имущественное и уголовное право.
В отличие от Рамбама Бааль атурим приводит разные мнения по одному и тому же вопросу и, кроме того, подобно своему отцу, дает ссылки на решения мудрецов предыдущих поколений.
Книгу раби Яакова очень быстро признали самые выдающиеся раввины того времени. Спустя два столетия Йосеф Каро написал к этой книге свой знаменитый комментарий "Бейт Йосеф", на основании которого позднее создал величайшее произведение "Шульхан арух" ("Накрытый стол"), являющийся до настоящего времени основой всех алахических постановлений.
Выдающийся ученик раби Яакова раби Давид Абудрахам написал популярную книгу о молитвах и обычаях.
 

РАН И АМАГИД



С ухудшением положения евреев Испании уменьшалось количество ешив и, соответственно, падал уровень изучения Торы. Однако могучее испанское еврейство продолжало выдвигать выдающихся мудрецов. Раби Нисим Геронди - Ран (скончался в 5140/1380 году) написал своеобразный комментарий на книгу Рифа. Ран - один из последних раввинов славной эпохи - собрал в своем комментарии мнения многих еврейских мудрецов, что сделало его сочинение одним из самых популярных в мире Торы.
Современник Рана раби Видаль Йом-Тов ди Толедо прославился книгой "Магид мишна" - комментарием к "Мишнэ Тора" Рамбама. Этот замечательный комментарий печатается ныне в каждом издании "Мишнэ Тора", а его автора уважительно именуют Рав Амагид.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.