Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хотя продолжавшие существовать общины обеднели, духовная жизнь в них не прекратилась.

Твердыня Торы

Ашкеназское еврейство имело автономные общины, содержавшие за свой счет ешивы. Постоянные преследования и ужасные условия, в которых оказались евреи в XV-XV1 веках н.э., привели к массовому бегству евреев из Германии и, соответственно, ликвидации ешив.

Хотя продолжавшие существовать общины обеднели, духовная жизнь в них не прекратилась. В большинстве областей были созданы общинные советы, издававшие постановления по вопросам внутренней жизни и вырабатывавшие общую политику по отношению к окружающему христианскому миру.

Для того, чтобы поднять авторитет раввината и оградить общину от посягательств правителей, раби Меир Алеви из Вены изменил порядок назначения раввинов общин. Он оговорил в качестве необходимого условия, что издавать алахические постановления могут только компетентные во всех вопросах иудаизма мудрецы, выдержавшие необходимые испытания.

Правители неоднократно пытались нарушить автономию еврейских общин. Например, король Рупрэхт в 5167 (1407) году назначил главным раввином своего ставленника, которого народ не признал.

Мудрецы

В этот исторический период лидерами германского еврейства были раби Мордехай бен Гилель и раби Ашер бон Ихиель — два выдающихся знатока Торы, два ученика раби Меира из Ротенбурга. Раби Мордехай, или как его звали испанские евреи, раби Мордехай Ашкенази, написал алахические разъяснения многих разделов Талмуда. В современных изданиях они напечатаны после комментариев раби Ицхака Альфаси. Раби Мордехай и вся его семья погибли в 5058 (1298) году.

Раби Ашер бен Ихиель написал свои комментарии к большинству разделов Талмуда. В пояснениях по тем или иным алахическим вопросам Рош следует в основном за выдающимися комментаторами Франции и Германии. Тем не менее он оказался достойным преемником известнейшего испанского мудреца раби Ицхака Альфаси (Рифа), поэтому на страницах его трудов соединились толкования мудрецов Франции, Германии и Испании.

Учитель раби Меир из Ротенбурга отправил Роша в Испанию. Ведущей фигурой там в это время был раби Шломо бен Адерет (Рашба) из Барселоны. В 5065 (1305) году выдающегося ашкеназского раввина приняли в Толедо и назначили раввином общины. До самой смерти в 5097 году он руководил большой толедской ешивой, которая была центром изучения Торы в Испании.

Возвышение и падение

«Черная смерть» и последовавший за ней разгул антисемитизма почти не затронули еврейство Австрии. В Австрию бежали евреи западной Германии, и десятки лет Австрия была центром Торы для евреев Германии. Но в 5181 (1421) году и этот центр был разрушен.

В условиях подавленного национального и религиозного сознания мудрецы видели необходимость в издании новых книг о еврейских традициях. Была необходимость в освещении многих злободневных вопросов. Раби Яаков Молин (Яаков Сигаль) написал книгу о традициях и обычаях ашкеназских евреев.

В юности он учился в Вене, потом был равом Майнца и Вормса, где руководил ешивой. Умер он в 5187 (1427) году.

Раби Исраэль Иссерлин (умер в 5220/1460 году) в своей книге Терумат адешен собрал религиозные постановления и ответы на актуальные вопросы.

Время шло, и усилившиеся гонения вынудили евреев искать более спокойные места. Экономическая и духовная жизнь евреев Германии пришла в упадок, большинство евреев, избегнувших преследования, оказалось в Польше и в Литве. И с XVI века духовным центром европейского еврейства становится Польша.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…