Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Алия, Рав Александр Кац, Саба из Слободки, Ешива Слободка
Раби Ицхак-Айзик бар Йосеф-Хаим Шер (5635—5712 /1875—1952 / гг.) — один из духовных лидеров литовского еврейства, глава ешивы «Слободка» в Бней-Браке.
Родился в белорусском городе Глуске, южнее Минска.
Учился у раввина Глуска р. Дова-Бера Лейбовича (см.), а затем — в Воложинской ешиве, возобновленной в 5659 /1899/ году р. Рефаэлем Шапиро (см.).
В последующие годы р. Ицхак-Айзик стал ближайшим учеником, а позднее и зятем р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.), основателя и руководителя ешивы Кнессет Исраэль в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке.
После женитьбы он поселился в Кельме, где жила семья р. Финкеля, и занимался в знаменитой кельмской ешиве Бейт аталмуд, созданной р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма; см.).
Около 5663 /1903/ года, выполняя поручение своего тестя р. Натана-Цви Финкеля, р. Шер отправился в г. Мир — вместе с группой выпускников Слободки он способствовал возрождению ешивы этого города и ее сближению с движением Мусар.
В 5671 /1911/ году р. Шер стал ближайшим помощником р. Моше-Мордехая Эпштейна (см.), занимающего в «Слободке» пост рош ешивы.
Он давал общие уроки для всей ешивы, а также занимался индивидуальной работой с учениками (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3,с.46).
В годы первой мировой войны он был эвакуирован вместе со всей ешивой подальше от линии фронта — сначала в Минск, а в конце 5676 /1916/ года — в украинский город Кременчуг. В 5681 /1921/ году ешиве удалось покинуть Советскую Россию и вернуться в Слободку.
В 5682 /1922/ году р. Шер возглавил колель аврехим — учебное заведение для семейных знатоков Торы, созданное р. Натаном-Цви Финкелем при ешиве в Слободке.
Многие выпускники колеля стали главами общин и ешив по всему еврейскому миру — среди них такие выдающиеся духовные лидеры евреев США, как р. Яаков Каменецкий (см.) и р. Давид Лейбович (см.).
Колель в Слободке явился важным прецедентом — большинство крупных ешив Литвы и Польши вскоре также создали для своих выпускников подобные учебные заведения (там же с.68).
В 5685 /1925/ году, после того, как руководители ешивы р. Натан-Цви Финкель и р. Моше-Мордехай Эпштейн переселились со значительной группой учеников в Хеврон, р. Шер встал во главе ешивы, оставшейся в Слободке.
В 5687 /1927/ году, после смерти р. Натан-Цви Финкеля, р. Шер инициировал создание всемирного объединения выпускников «Слободки» — в эту организацию, призванную распространять идеи движения Мусар, вошло более тысячи человек. Посетив США, р. Шер и там создал отделение этого союза выпускников, а также организовал уроки мусара (там же с.88,91).
В дни, когда началась Вторая мировая война, шестидесятипятилетний р. Шер находился в Швейцарии, где он занимался сбором благотворительных средств для ешивы. Ему удалось перебраться в Землю Израиля и некоторое время он жил в Йерушалаиме, где находилась ешива «Хеврон» — прямое продолжение ешивы в Слободке.
В 5705 /1945/ году р. Шер поселился в г. Бней-Браке и, объединив вокруг себя многочисленных последователей движения Мусар, основал там новую ешиву, получившую название «Слободка».
В этой ешиве он синтезировал педагогические методы, воспринятые им в ешивах р. Симхи-Зисла Зива и р. Натана-Цви Финкеля. С течением времени его ешива стала одной из самых значительных и авторитетных в Земле Израиля.
Р. Ицхак-Айзик Шер умер десятого швата 5712 /1952/ года, в возрасте семидесяти семи лет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.