Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Величайший мудрец, талмудист и раввин Средневековья Раби Шломо Ицхаки (Раши)

Раби Шломо Ицхаки (1040-1105), автор классического комментария на Тору и Талмуд. Родился и умер в Труа, Восточная Франция. Выходец из семьи, ведшей родословную из дома Давида. Учился у лучших раввинов своего времени в ешивах Вормса и Майнца, Лотарингия. Уже в двадцатипятилетнем возрасте создал собственную талмудическую школу,

ставшую средоточием еврейской науки.

Большинство своих комментариев создал во время занятий с учениками. Колоссальный труд, объемлющий почти все книги Танаха и большинство трактатов Вавилонского Талмуда, быстро приобрел всеобщее признание и вытеснил все принятые в то время толкования. Язык Раши отличается простотой, емкостью и силой проникновения в материал. Стараясь разъяснить точный смысл каждого слова и выражения, Раши одновременно заботился о том, чтобы дать ответы практически на все возникающие вопросы.

Без комментариев Раши нельзя изучать ни Танах, ни Талмуд. На этом основании его называют «учителем поколений». Кстати, первой печатной еврейской книгой был сборник его комментариев (1475, Италия).

Чтобы добыть средства к существованию, великий ученый занимался виноградарством, одновременно исполняя обязанности раввина городской общины. Ему довелось стать очевидцем первых крестовых походов, когда были разгромлены сотни цветущих еврейских общин в долине Рейна.

Отличаясь необычайной скромностью, кротостью и добротой, он снискал любовь современников. О его гениальности и провидческих способностях рассказывали легенды. Вот одна из них. Находившийся в дружеских отношениях с Раши руководитель первого похода в Палестину Готфрид Бульонский якобы спросил его в час расставания о своей судьбе и услышал в ответ, что войдет с войсками в Иерусалим, будет править три дня, но после разгрома бежит и вернется домой на трех конях. Так и произошло, с одним исключением — домой он вернулся на коне в сопровождении трех всадников. Чтобы показать ученому еврею, что тот ошибся, Готфрид первым делом бросился к Раши, но при въезде в город под одним из слуг пал загнанный конь. Смущенный, вошел герцог в дом мудреца и там узнал, что тот скончался три года назад.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.