Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Америка, Ешива, Рав Александр Кац
Раби Мордехай бар Исраэль Гифтер (5676—5761 /1916—2001/ гг.) — руководитель ешивы Телз (Кливленд), один из духовных лидеров еврейской общины США.
Родился в г. Портсмуте, штат Виргиния.
В дальнейшем семья жила в Ричмонде и Балтиморе, но и в этих городах не было условий для серьезного еврейского воспитания (R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 244).
Родители отправили его учиться в Нью-Йорк, где он поступил в одну из первых американских ешив — Метивта раби Ицхак-Эльханан (Ешиву имени р. Ицхака-Эльханана Спектора ).
Среди его товарищей по учебе был р. Натан-Меир Вахтфогель, ставший впоследствии духовным лидером движения Мусар в США.
Когда Мордехаю исполнилось шестнадцать лет, родители направили его для продолжения учебы в Литву — в ешиву г. Телза (Тельшая).
В 5690-е /1930-е/ годы Телз был одним из мировых центров изучения Торы: в ешиве занималось около пятисот студентов из многих европейских стран и Америки. В этот период ешиву возглавляли сыновья р. Йосефа-Лейба Блоха, создавшего ее славу, — старший сын р. Авраам-Ицхак Блох был руководителем всего созданного при ешиве учебного комплекса, р. Элияу-Меир — ведущим преподавателем (рош-ешива), а р. Залман — административным директором. Проучившись в ешиве около шести лет, Мордехай стал женихом дочери р. Залмана (Р. Дов Кац, Тнуат амусар т.5, с.35; R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 244—245).
В течение некоторого времени после помолвки он занимался в Бриске (Брест-Литовске) под руководством раввина этого города р. Ицхака-Зеева Соловейчика (р. Велвел).
Незадолго до свадьбы, которая должна была состояться в Телзе, Мордехай отправился в США, чтобы навестить родителей. Тем временем началась вторая мировая война, и советские войска оккупировали Литву. С большим трудом ему удалось вызволить невесту из Литвы в США, где в 5700 /1940/ году и состоялась хупа (R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 245).
После женитьбы р. Гифтер занял пост раввина в г. Уотербери, штат Коннектикут.
Когда их первенцу исполнилось три года, молодая семья перебралась в г. Кливленд, штат Огайо, где р. Гифтер стал преподавателем в ешиве Телз, воссозданной в 5702 /1942/ году р. Элияу-Меиром Блохом.
В начале в ешиве занималось всего десять учеников, однако с годами число студентов возросло до нескольких сотен. При ешиве был создан колель для семейных знатоков Торы, а также семинар для подготовки преподавателей (Тнуат амусар т.5,с.42; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).
С середины 5710-х /1950-х/ годов, после смерти р. Элияу-Меира Блоха, р. Гифтер встал во главе ешивы.
Он был первым руководителем ешивы — уроженцем США (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).
По его инициативе было создано множество филиалов ешивы в различных городах Северной Америки, а также отделение на Земле Израиля — в городке, получившем название Telz-Stone (Телзстоун), возле Йерушалаима.
Р. Мордехай Гифтер умер двадцать третьего тевета 5761 /2001/ года.
Многие из его выпускников занимают ключевые позиции в крупнейших общинах и ешивах по всему еврейскому миру.
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.