Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Мордехай бар Исраэль Гифтер (5676—5761 /1916—2001/ гг.) — руководитель ешивы Телз (Кливленд), один из духовных лидеров еврейской общины США.

Родился в г. Портсмуте, штат Виргиния.

В дальнейшем семья жила в Ричмонде и Балтиморе, но и в этих городах не было условий для серьезного еврейского воспитания (R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 244).

Родители отправили его учиться в Нью-Йорк, где он поступил в одну из первых американских ешив — Метивта раби Ицхак-Эльханан (Ешиву имени р. Ицхака-Эльханана Спектора ).

Среди его товарищей по учебе был р. Натан-Меир Вахтфогель, ставший впоследствии духовным лидером движения Мусар в США.

Когда Мордехаю исполнилось шестнадцать лет, родители направили его для продолжения учебы в Литву — в ешиву г. Телза (Тельшая).

В 5690-е /1930-е/ годы Телз был одним из мировых центров изучения Торы: в ешиве занималось около пятисот студентов из многих европейских стран и Америки. В этот период ешиву возглавляли сыновья р. Йосефа-Лейба Блоха, создавшего ее славу, — старший сын р. Авраам-Ицхак Блох был руководителем всего созданного при ешиве учебного комплекса, р. Элияу-Меир — ведущим преподавателем (рош-ешива), а р. Залман — административным директором. Проучившись в ешиве около шести лет, Мордехай стал женихом дочери р. Залмана (Р. Дов Кац, Тнуат амусар т.5, с.35; R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 244—245).

В течение некоторого времени после помолвки он занимался в Бриске (Брест-Литовске) под руководством раввина этого города р. Ицхака-Зеева Соловейчика (р. Велвел).

Незадолго до свадьбы, которая должна была состояться в Телзе, Мордехай отправился в США, чтобы навестить родителей. Тем временем началась вторая мировая война, и советские войска оккупировали Литву. С большим трудом ему удалось вызволить невесту из Литвы в США, где в 5700 /1940/ году и состоялась хупа (R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 245).

После женитьбы р. Гифтер занял пост раввина в г. Уотербери, штат Коннектикут.

Когда их первенцу исполнилось три года, молодая семья перебралась в г. Кливленд, штат Огайо, где р. Гифтер стал преподавателем в ешиве Телз, воссозданной в 5702 /1942/ году р. Элияу-Меиром Блохом.

В начале в ешиве занималось всего десять учеников, однако с годами число студентов возросло до нескольких сотен. При ешиве был создан колель для семейных знатоков Торы, а также семинар для подготовки преподавателей (Тнуат амусар т.5,с.42; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).

С середины 5710-х /1950-х/ годов, после смерти р. Элияу-Меира Блоха, р. Гифтер встал во главе ешивы.

Он был первым руководителем ешивы — уроженцем США (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).

По его инициативе было создано множество филиалов ешивы в различных городах Северной Америки, а также отделение на Земле Израиля — в городке, получившем название Telz-Stone (Телзстоун), возле Йерушалаима.

Р. Мордехай Гифтер умер двадцать третьего тевета 5761 /2001/ года.

Многие из его выпускников занимают ключевые позиции в крупнейших общинах и ешивах по всему еврейскому миру.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.