Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Этика иудаизма и каббала: РАМХАЛЬ

Рабби Моше Хаим Луццато родился в Италии, в городе Падуя. Родители смогли дать сыну не только еврейское, но и классическое европейское образование: кроме ТаНаХа, Талмуда, Мидраша и раввинской литературы он учил классические языки, итальянскую литературу и точные науки. Уже в юном возрасте его считали гением. Подобно многим молодым людям своего времени, Рамхаль интересовался каббалой, которая впоследствии стала для него основным предметом изучения. Его учителем в области еврейской мистики был рабби Йешая Басен, занимавшийся с небольшой группой молодых талмидей-хахамим (талмид-хахам — знаток Торы; дословно — «ученик мудреца»).

В 1727 г. Рамхаль первый раз услышал голос магида («наставника» — посланца Небес, открывающего человеку высшие тайны). Это событие определило его жизненный путь. Магид часто говорил с ним, и Рамхаль записывал его слова. Впоследствии они легли в основу его каббалистических произведений. Через какое-то время Рамхаль начал посвящать товарищей по учебе в раскрывшиеся ему тайны. Раввины Венеции с сомнением относились к каббалистической деятельности этой группы и подозревали ее в том, что она ставит своей целью зарождение нового мессианского движения. Луццато обвинили в саббатианстве. После множества острых споров между его противниками и приверженцами Рамхаль согласился воздерживаться от упоминания в своих работах слов магида и от распространения учения каббалы среди евреев, проживающих в странах диаспоры*. Несмотря на это соглашение, раввины продолжали подозревать, что он запутался в сложных аспектах мистического учения, и считали, что его книги плохо влияют на людей.

В 1735 году Рамхаль решил переехать в Амстердам. По дороге в Голландию он посетил проживавшего во Франкфурте-на-Майне рава Яакова а-Коэна в надежде найти у него поддержку. Но франкфуртский раввин, ознакомившись с рукописями Рамхаля, пришел к выводу, что раввины Венеции были правы в своей оценке деятельности молодого мудреца. Некоторую часть написанного Рамхалем он сжег. Другие рукописи спрятал**.

В Амстердаме Луццато провел несколько спокойных лет. Но стремление к духовному освобождению еврейского народа и желание сбросить с себя тяжкий груз запрета распространять учение каббалы побудили его в 1743 году переехать в Эрец-Исраэль. Он поселился в городе Акко в надежде, что в недалеком будущем встретит здесь множество евреев, возвращающихся на родину. Но ему не было суждено прожить долгие годы. Его жизнь унесла эпидемия, бушевавшая в Эрец-Исраэль в 1747 году, во время которой погибли также его жена и сын.

Помимо многочисленных работ по каббале («Путь Творца», «Знание Сердца», «Первоосновы»), Рамхаль написал также несколько работ, посвященных мусару — науке о воспитании в себе высоких человеческих качеств и трепета перед Небесами. Самая известная и важная из них — «Месилат йешарим» («Путь праведных»). Эта книга не перестает быть и в наши дни одним из наиболее актуальных и тщательно изучаемых трудов по этике Торы. В литовских йешивах, присоединившихся к движению «Мусар»***, она служила основным пособием по воспитанию в учениках высоких моральных качеств.

Творчество Рамхаля охватывает самые разные области. Он написал несколько книг, посвященных теории поэзии («Язык учебы», «Книга логики» и «Книга поучений»), а также целый ряд стихотворных художественных произведений. Рамхаль также является автором трех пьес: «Подвиг Шимшона», «Хвала праведникам» и «Скала силы».

Несмотря на то, что для современников Рамхаль был спорной личностью, после смерти он удостоился признания в большинстве еврейских кругов Европы. Хасиды, их противники и даже деятели просветительского движения — все нашли в его произведениях основы, повлиявшие на их деятельность и идеологию.

На нашем сайте опубликованы некоторые труды РАМХАЛя в переводе на русский.

* Запрет не распространялся на евреев, проживавших в Земле Израиля. Авторитеты в области еврейской мистики считают, что сами свойства Земли Израиля способствуют постижению тайных смыслов Торы. Другой причиной исключения еврейских общин, проживавших в Земле Израиля, из запрета распространять знания каббалы было то, что евреи Эрец-Исраэль были удалены от европейских общин и практически не оказывали на них влияния.

** Впоследствии Виленский Гаон рабби Элиягу, считавший себя учеником Рамхаля (в том смысле, что книги Моше Хаима Луццато оказали на него большое влияние), предпринял поездку в Амстердам в надежде найти там пропавшие рукописи гения кабалы. Однако это ему не удалось, и он вернулся в Вильну.

*** Этическое движение в иудаизме, основанное в 1842 году рабби Исраэлем Салантером (Липкиным), было создано как противовес течениям, позволявшим евреям Европы уходить от общины и еврейского образа жизни.

Из журнала «Мир Торы», Москва.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.