Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Самопожертвование, Богдан Хмельницкий, Каббала, Предсказание, Антисемитизм, Рав Александр Кац, Освящение Имени Всевышнего
Раби Шимшон бар Песах Острополер (убит в 5408 /1648/ году) — выдающийся кабалист.
Происходил из рода царя Давида — по генеалогической линии, восходящей к Раши и Мааралю из Праги.
Изучал сокровенные разделы Устной Торы у выдающегося кабалиста р. Натана-Неты Шапиро из Кракова.
Р. Шимшон был магидом (проповедником) в городке Острополе, расположенном на реке Случь, а затем — раввином в городе Полонное, еврейская община которого состояла из двенадцати тысяч человек.
Написал ряд значительных трудов по кабале: в том числе, комментарии на книгу Зоар (Сияние). Поддерживал переписку с самыми авторитетными кабалистами своего времени.
Большинство его сочинений не было издано, но обширные цитаты из них приводятся в кабалистических книгах последующих поколений.
В сочинениях кабалистов повествуется, что р. Шимшон открыл в тексте Мегилат Эстер (Свитке Эстер) тайный код, согласно которому вынесенный на небесах приговор об уничтожении евреев не был полностью отменен в день Пурима, но был лишь перенесен на 5408 /1648/ год. Он призывал современников к покаянию, но его туманным пророчествам не верили. Тогда р. Шимшон, зная, что небесный приговор уже вынесен и подписан, обратился к трем величайшим мудрецам своего времени, призывая их принять смерть от погромщиков, и своею смертью искупить народ — каждый мог бы искупить четверть нации. На его призыв откликнулся только р. Йехиэль-Михл из Немирова, знавший наизусть все разделы Письменной и Устной Торы, — задолго до катастрофы этот величайший кабалист писал в предисловии к своей книге Шиврей лухот (Обломки скрижалей): «Хевлей Машиах (Страдания, связанные с приходом Машиаха) — числовое значение 408 (т.е. 5408 год)». Оба провидца погибли от рук погромщиков, искупив половину евреев, приговоренных небесами к уничтожению (Праким бетолдот Исраэль ч.2).
Р. Шимшон Острополер погиб, освятив Имя Б-га, в 5408 /1648/ году — во время резни, устроенной в Полонном казаками Богдана Хмельницкого.
В течение двух суток евреи вместе с поляками защищали город. Но панские слуги, украинские гайдамаки, предательски открыли городские ворота. В учиненной резне пало около десяти тысяч евреев. Знаменитый летописец этой эпохи р. Натан Ганновер писал: «И был среди них мудрец и знаток кабалы по имени р. Шимшон Острополер — к нему ежедневно являлся вещий ангел и обучал его тайной мудрости… И еще задолго до катастрофы поведал вещий ангел р. Шимшону, что, дабы смягчить приговор Небес, евреи должны совершить великое покаяние. И много раз проповедовал р. Шимшон в доме молитвы, призывая людей к раскаянию. И действительно, во всех городах произошло великое покаяние, — но произошло оно слишком поздно, потому что приговор был уже подписан… Р. Шимшон вошел в дом молитвы, и с ним триста горожан, почтенных знатоков Торы, — все одетые в белые погребальные одежды и закутанные в талиты (молитвенные плащи). И они молились Всевышнему, и были убиты во время молитвы, на святом участке земли» (Йевен мецула).
Прямыми потомками р. Шимшона Острополера были один из основоположников хасидизма р. Яаков-Йосеф из Полонного и знаменитый иерусалимский кабалист р. Шломо Эльяшив (Сарей амеа 3:4, 6:13).
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы