Раби Йосеф-Элияу бар Элиэзер-Келонимус Хенкин (5640-5733 /1880-1973/ гг.) — выдающийся законоучитель, руководитель благотворительной организации Эзрат Тора.
Родился в первый день месяца адар 5640 /1880/ года в Белоруссии.
Изучал Тору под руководством отца, возглавлявшего ешиву в г. Климовичи. В дальнейшем занимался в ешиве г. Слуцка, основанной р. Исером-Залманом Мельцером.
Готовясь к поступлению в ешиву, он сорок раз подряд повторил сложнейший талмудический трактат Эрувин. На экзамене р. Мельцер был вынужден признать, что абитуриент владеет материалом лучше него (Avrohom Birnbaum Harav Yosef Eliyahu Henkin, Hamodia Magazine 19.7.2002, p.7).
В возрасте двадцати лет получил смиху (раввинское посвящение) от трех знаменитых законоучителей — раввина Новардока (Новогрудка) р. Йехиэля-Михла Эпштейна (Арух аШульхан), раввина Слуцка р. Яакова-Давида Виловского (Ридбаз) и раввина г. Глуска р. Баруха-Бера Лейбовича.
В 5663 /1903/ году р. Хенкин женился на Фриде-Ривке, дочери р. Йеуды-Лейба Крейндела, раввина города Кричева, расположенного недалеко от Климовичей.
В годы после женитьбы р. Хенкин возглавлял небольшие еврейские общины в Грузии, а затем, в течение девяти лет, был раввином г. Смоленска.
В 5680 /1920/ году во время эпидемии погибла его жена — она заразилась, ухаживая за другими больными. Р. Хенкин остался с шестью маленькими сиротами и впоследствии женился на ребецин Хане, дочери р. Яакова-Лейба Казакова (там же).
В 5682 /1922/ году, когда большевики ужесточили репрессии против знатоков Торы, р. Хенкин эмигрировал в США. Он стал раввином одной из синагог в Ист-Сайде — районе Нью-Йорка, густо заселенном еврейскими эмигрантами из Восточной Европы.
В 5685 /1925/ году он опубликовал книгу Перушей ибра («Интерпретация истины»), принесшую ему широкую известность в мире знатоков Торы.
В этой книге приведены его исследования, связанные с семейным правом, а также с законами предоставления свидетельских показаний.
В 5686 /1926/ году р. Хенкин возглавил благотворительную организацию Эзрат Тора (Помощь Торе), вскоре ставшую одной из крупнейших в США.
В первый период своей деятельности эта организация оказывала финансовую поддержку ешивам Восточной Европы и знатокам Торы, эмигрировавшим в Америку. В годы второй мировой войны Эзрат Тора предоставляла денежные средства для спасения знатоков Торы из стран, оккупированных нацистами, а также из сталинского Советского Союза. Из фондов Эзрат Тора финансировалась и община знатоков Торы, сложившаяся в китайском городе Шанхае. В послевоенные годы р. Хенкин сконцентрировал усилия своей организации на помощи ешивам и знатокам Торы, обосновавшимся на Святой Земле. Десятки тысяч семей по обе стороны океана сводили концы с концами благодаря чекам, регулярно получаемым от сотрудников Эзрат Тора. Особое внимание р. Хенкин уделял поддержке вдов и сирот. Из специализированных фондов организации выдавались деньги на проведение шабатов и праздников, на свадебные расходы и на приобретение жилья для молодой семьи, а также на проведение дорогостоящих операций и покупку лекарств. В отличие от многих других благотворительных организаций, Эзрат Тора поддерживала, в первую очередь, тех, кто целиком посвятил себя изучению Торы. Именно это имел в виду бывший наставник р. Хенкина, руководитель всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль р. Исер-Залман Мельцер, утверждавший: «Любая благотворительность обладает святостью, но Эзрат Тора — это Святая Святых» (Avrohom Birnbaum Harav Yosef Eliyahu Henkin, p.7,9).
В 5706 /1946/ году р. Хенкин издал свод практических законодательных рекомендаций, названный им Эйдут леИсраэль («Свидетельство Израилю»). В 5715 /1955/ году вышла из печати его новая книга Лев ибра («Правдивое сердце»), содержащая более тридцати исследований, посвященных решению различных алахических и мировоззренческих проблем.
В эти годы р. Хенкин стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) США — он специализировался на сложнейших делах, связанных с судьбой агунот (женщин, мужья которых пропали без вести), а также на вопросах, касающихся применения современных электрических и электронных приборов в шабат и праздники.
Р. Йосеф-Элияу Хенкин умер тринадцатого ава 5733 /1973/ года в Нью-Йорке — ему было девяноста три года.
В 5742 /1982/ году вышло в свет двухтомное собрание его сочинений, получившее название Китвей Агаон арав Йосеф-Элияу Хенкин (Писания гаона р. Йосефа-Элияу Хенкина).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти