Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аскала, Земля Израиля, Иерусалим, Рав Александр Кац, Конфликты
Раби Меир бар Ицхак-Айзик Ойербах (5575-5638 /1815-1878/ гг.) — авторитетный законоучитель, руководитель ашкеназской общины Йерушалаима.
В 5615 /1855/ году стал раввином крупной общины города Калиша, вошедшего при разделе Польши в состав Российской империи.
Он составил развернутый комментарий на кодекс Шульхан Арух — эта книга, названная Имрей бина («Речения разума»), принесла ему славу по всему еврейскому миру.
В 5619 /1859/ году р. Меир Ойербах отправился в Землю Израиля и в 5620 /1860/ году прибыл в Йерушалаим.
«Я пожертвовал ради любви к Сиону всем, что было мне дорого, — писал он, — я оставил своих чудесных детей, родных и друзей, — всему этому я предпочел добровольное “заточение” в четырех стенах дома учения, на Святой Земле» (Гдолей адорот).
Вскоре после своего прибытия в Йерушалаим он возглавил раввинский суд ашкеназской общины города, заменив на этом посту р. Шмуэля Саланта, на время уехавшего в Европу.
Обладая значительным состоянием, р. Ойербах отказался от всякого вознаграждения за свою раввинскую деятельность. Он приобрел в Старом городе, у Сионских ворот, большой участок земли с несколькими домами — один из домов он отвел под дом молитвы, а затем перенес сюда и раввинский суд. Этот участок, прозванный Хацеро шель арав миКалиш («Двор раввина из Калиша»), стал одним из центров духовной жизни ашкеназской общины Йерушалаима (там же).
Ряд приобретенных квартир р. Ойербах предоставил неимущим — бедные семьи жили там по три года, а затем сменялись по жребию (Везэ шаар ашамаим с. 278).
Р. Ойербах был одним из основателей квартала Меа шеарим («Сто врат»), возведенного вне стен Старого города, — он пожертвовал на это строительство крупные денежные суммы (там же с. 319).
Р. Ойербах решительно пресекал все попытки «просветителей» и отступников от веры, прибывающих из Европы, вести в святом городе свою пропаганду.
Во время одного из таких конфликтов вероотступник направил на него заряженный револьвер. Р. Ойербах уверенно сказал, указывая на своё сердце: «Стреляй! Я убежден, что никакая пуля не причинит мне вреда — ведь все, что я делал в жизни, я делал ради Небес». Под бесстрашным и спокойным взглядом раввина нечестивец затрепетал, развернулся и стремительно бросился наутек — больше его в Йерушалаиме не встречали (там же с.294).
Р. Меир Ойербах умер пятого ияра 5638 /1878/ года.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы