Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из руководителей общины Йерушалаима. Родился в белорусском городе Пинске. Получил традиционное «литовское» воспитание.

Раби Йешая бар Иссахар-Бер Бардаки (5550-5623 /1790-1863/ гг.) — один из руководителей общины Йерушалаима.

Родился в белорусском городе Пинске. Получил традиционное «литовское» воспитание.

В 5570 /1810/ году двадцатилетний р. Йешая, оставшись после смерти своей жены с двумя маленькими детьми, решил переселиться в Землю Израиля.

Почти в самом конце трудного морского путешествия произошла трагедия. Попав в шторм недалеко от берега Акко, корабль потерпел крушение. Р. Йешая, который был великолепным пловцом, сумел доплыть по бушующему морю до берега — с двумя детьми, держащимися за его плечи (Гдолей адорот).

Он присоединился к цфатской общине последователей Виленского Гаона, которую возглавляли ближайшие ученики Гаона: сначала р. Менахем-Мендл из Шклова, а затем, с 5576 /1816/ года, р. Исраэль из Шклова.

В 5583 /1823/ году р. Йешая Бардки женился на дочери р. Исраэля из Шклова и с годами стал его ближайшим помощником в деле управления общиной.

В начале 5590-х /1830-х / годов р. Йешая переехал в Йерушалаим.

После разрушительного цфатского землетрясения 5597 /1837/ года, когда тысячи человек были погребены под обломками своих домов, большинство евреев, уцелевших в этой катастрофе, переселилось в Йерушалаим. Р. Исраэль из Шклова и р. Йешая Бардки построили для беженцев из Цфата новый дом молитвы, названный Суккат шалом («Куща мира»).

В 5699 /1839/ году, после смерти р. Исраэля из Шклова, р. Йешая сменил его во главе общины выходцев из Цфата, а затем возглавил и всю ашкеназскую общину Йерушалаима.

Синагогу Суккат шалом, в которой он преподавал и молился, евреи Йерушалаима стали называть Хацеро шель р. Йешая (Двор р. Йешая) или просто Хацер (Двор).

Р. Йешая Бардки был первым (и единственным) ашкеназским раввином Йерушалаима, которому турецкий султан присвоил официальный титул хахам баши (Главный раввин).

Наряду с выполнением своих раввинских обязанностей, р. Йешая также служил в австро-венгерском посольстве помощником консула. Свои дипломатические связи он использовал для отстаивания интересов еврейской общины — именно по каналам австрийского почтового ведомства в Йерушалаим поступали благотворительные средства, собранные евреями всей Европы.

Р. Йешая занимался распределением этих средств, стремясь оказать посильную помощь каждой нуждающейся семье.

Однажды к р. Йешае обратился иерусалимский еврей, попросивший немедленно предоставить ему определенную сумму денег. Поскольку деньги из Европы еще не прибыли, р. Йешая объяснил посетителю, что общинная касса пуста, и он ничем не может ему помочь. Отчаявшись, посетитель потерял самообладание и в порыве гнева ударил раввина по щеке. Р. Йешуа поборол в себе желание нанести ответный удар — он попросил гостя подождать несколько минут, а сам бегом отправился в город и занял необходимую сумму. Вручая посетителю деньги, р. Йешая извинился за то, что сразу не понял до какой степени гость нуждается в его помощи. «Если бы я сразу сообразил, в каком затруднительном положении вы находитесь, — пояснил он, — я бы тотчас же добыл для вас эти деньги!» (Гдолей адорот).

В 5615 /1855/ году вместе с р. Шмуэлем Салантом р. Бардки основал начальную ешиву Эц хаим («Древо жизни»), в которой обучались дети до тринадцати лет, — эта школа вскоре стала самой популярной в Йерушалаиме.

В 5616 /1856/ году р. Йешая получил уведомление о том, что наследник австрийского престола эрцгерцог Максимилиан, прибывший в Йерушалаим, посетит его дом. К назначенному часу р. Йешая пригласил к себе всех руководителей еврейской общины. Однако августейший гость сильно задерживался — а тем временем наступил час, когда произносят послеполуденную молитву Минха. Но как только все собравшиеся погрузились в молитву, распахнулась дверь — и шамаш (служка) объявил, что кавалькада эрцгерцога приближается. Прервав молитву, все руководители общины бросились навстречу августейшей особе, и лишь р. Йешая, помнивший, что он предстоит перед Царем царей — Творцом мира, с воодушевлением продолжил молиться. Вошедший гость с глубоким почтением наблюдал за молитвой седовласого мудреца. После завершения минхи он поблагодарил р. Йешаю за доставленное ему духовное наслаждение и сказал, что никогда в жизни не забудет той святой и чистой молитвы, при которой ему довелось присутствовать (Гдолей адорот).

Когда несколько лет спустя старший брат эрцгерцога Максимилиана, император Франц-Йосеф, тяжело заболел, к р. Йешае обратились из Вены с просьбой помолиться за исцеление монарха у Стены Плача. И хотя р. Йешая никогда не молился у Стены плача из-за особого трепета, который он испытывал перед этим святым местом, в данном случае он откликнулся на просьбу венского двора — его молитва была принята в Небесах, и состояние больного, казавшееся безнадежным, резко улучшилось. По выздоровлении император направил р. Йешае специальное благодарственное послание. Это послание из поколения в поколение хранилось в его семье (Сарей амеа 2:33).

Р. Йешая Бардки умер в Йерушалаиме восемнадцатого хешвана 5623 /1862/ года.

С разрешения издательства Швут Ами


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.