Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и комментатор Мишны

Раби Исраэль бар Гедалия Лившиц (Тиферет Исраэль; 5542-5621 /1782-1861/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Мишны.

Родился в Германии.

Учился у р. Акивы Эйгера..

Р. Исраэль считал себя также последователем Виленского Гаона. «Все мы его ученики, — писал он о Гаоне, — и все мы припадаем к роднику его Торы, вытекающему из Святая Святых. …И каждый, кто знакомится с его сочинениями, понимает: вот слова, которые прозвучали с горы Синай. …Весь мир живет под одной подобной звездой, которая поднимается на небосклон лишь один раз в тысячу лет и, падая с небес, озаряет весь мир светом Торы» (Предисловие к Биур Агра на Шульхан арух).

Подобно Гаону, р. Исраэль стремился целиком сосредоточиться на изучении Торы — он учился в уединенном месте, не снимая тфилин и завернувшись в талит. Чтобы не прерывать занятий, он нередко постился по трое суток подряд (Гдолей адорот).

В 5581 /1821/ год р. Исраэль Лившиц стал раввином в городе Вронки, расположенном на реке Одере, севернее Познани, — на польской территории, включенной в состав Прусского государства. Позднее он возглавил общину прусского города Дессау.

В 5590 /1830/ года р. Исраэль приступил к изданию своего основного труда — комментария на Мишну, озаглавленного Тиферет Исраэль (т.е. «Великолепие Израиля»). В этом обстоятельном комментарии он опирался не только на талмудические дискуссии, но и на толкования Виленского Гаона и своего наставника р. Акивы Эйгера. В заключение каждой темы автор приводил псаки (законодательные решения), основанные на выводах, содержащихся в кодексе Шульхан Арух.

В последующих поколениях комментарий Тиферет Исраэль широко изучался во всех еврейских общинах. В полных изданиях Мишны он печатается рядом с основным текстом.

В 5597 /1837/ году р. Исраэль Лившиц возглавил крупную общину г. Данцига (Гданьска) и находился на этом посту до последних лет своей жизни. В этот период он был одним из общепризнанных духовных лидеров поколения.

Рассказывается, что один знаток Торы попросил у р. Лившица рекомендацию на свою книгу. В этой книге он предлагал решения целого ряда алахических проблем, которые поставил, но не сумел разрешить р. Акива Эйгер. Вопреки расхожему мнению о том, что проблемы, которые не смог разрешить р. Акива Эйгер, вообще не имеют решения, автору предлагаемой книги удалось разрешить все, кроме трех, — и он рассчитывал на восторженную реакцию ближайшего ученика р. Акивы Эйгера. Однако р. Исраэль Лившиц настороженно спросил: «Почему же Вы не довели работу до конца и оставили три проблемы неразрешенными?» «Поверьте, — признался автор, — я приложил все свои силы, чтобы разъяснить и эти проблемы, но мне не удалось нащупать верное решение». Вникнув в содержание книги, р. Исраэль обратился к автору: «Теперь я могу объяснить, почему Вам не удалось завершить книгу… Ведь только эти три проблемы Вы и поняли — и поэтому-то не сумели их разрешить. А все остальные Вам не удалось понять до конца» (Гдолей адорот).

Р. Исраэль Лившиц умер в Данциге в 5521 /1861/ году.

С разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…