Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Родился в литовском городе Картинге (Кретинге), расположенном недалеко от прусской границы

Раби Элияу Левинзон (р. Элинке Картингер; 5582-5648 /1822-1888/ гг.) — один из зачинателей этического движения Мусар.

Родился в литовском городе Картинге (Кретинге), расположенном недалеко от прусской границы.

Был ближайшим учеником рава Исраэля Салантера.

Следуя совету наставника, р. Элияу отказался от всех предложенных ему почетных раввинских «тронов» и пошел на службу бухгалтером в ковенское отделение банка, принадлежащего знаменитому еврейскому финансисту Шлёме Файнбергу. Проявив исключительные способности в ведении дел, р. Элияу вскоре стал директором ковенского отделения.

В этот период он помогал р. Исраэлю Салантеру вести занятия в ковенском мусар-штибле (Доме этике).

Вскоре имя р. Элияу приобрело широкую известность. Однажды клиент его отделения, слывший состоятельным коммерсантом, объявил о своем банкротстве — банку был причинен ущерб, исчисляемый колоссальной для того времени суммой в сто тысяч рублей. Р. Элияу почувствовал свою личную ответственность за случившееся и решил возместить банку недостачу. Он уволился из банка и, открыв собственное дело, в течение нескольких лет выплатил банку Файнберга всю сумму ущерба. Об его неординарном поступке сообщили во многих русских и германских газетах, сделав его имя символом честности и порядочности при ведении дел.

Благодаря высокому кредиту доверия, р. Элияу преуспел в целом ряде коммерческих предприятий, а затем создал свой собственный банк, финансовая деятельность которого распространялась на целый ряд европейских государств. Российское правительство, полагаясь на его верность и надежность, предоставляло ему крупные и выгодные подряды, — в результате р. Элияу стал владельцем одного из самых значительных состояний, из которого он щедро жертвовал на благотворительные нужды и на материальную поддержку знатоков Торы (Р. Дов Кац, Тнуат амусар т.2 с.250).

Его старый деревянный дом в Картинге, выходящий на базарную площадь, всегда был полон людьми. Приходили деловые партнеры и бедняки, нуждающиеся в материальной поддержке; раввины окрестных местечек обращались к нему за решением сложных алахических проблем.

Подобно своему наставнику р. Исраэлю Салантеру он строго следил за тем, чтобы его самоотверженное рвение при выполнении заповедей не причинило бы ущерба или неудобства окружающим людям. Каждый его поступок был настолько выверен и продуман в свете алахических требований, что его называли «Живым Шульхан арухом» (Гдолей адорот).

Р. Элияу был предельно честен не только с людьми, но и в отношении государства. Он следил, чтобы на его предприятиях скрупулезно соблюдались все таможенные и налоговые законы. Если какое-то письмо посылалось с оказией, р. Элияу покупал соответствующие марки и рвал их, чтобы не причинить убытка почтовому ведомству (там же).

В течение сорока лет р. Элияу руководил работой фонда, собирающего по всему литовскому краю деньги на поддержку еврейских общин на Святой Земле.

Р. Элияу Левинзон (или как его любовно называли в народе, р. Элинке Картингер) умер 18 Ияра 5648 /1888/ года в литовском городе Расейняй.

Похоронная церемония проходила при невиданном по тем временам многотысячном собрании народа — с десяти часов утра до пяти вечера.

В своем завещании р. Элинке, с трепетным вниманием относившийся к достоинству каждого человека, просил прощения у каждого, против кого он, не дай Б-г, согрешил. Не удовлетворившись этим, он завещал, чтобы специальный посланник обошел все дома Картинги и от его имени попросил прощение у каждого жителя города (Гдолей адорот).

С разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…