Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби Менахем-Мендл бар Шалом-Шехна из Любавичей (Цемах Цедек; 5549-5626 /1789-1866/ гг.) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник, глава движения Хабад, один из духовных лидеров поколения.

Родился двадцать девятого элуля 5549 /1789/ года в городке Лиозно, южнее Витебска. По линии матери — внук основателя движения Хабад р. Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе).

Новорожденный был назван в честь главы белорусских хасидов р. Менахема-Мендла из Витебска , умершего на Святой Земле, в г. Тверии, в 5548 /1788/ году (Гдолей адорот).

В 5553 /1792/ году, в пост Гедалии, через три дня после того, как ребенку исполнилось четыре года, умерла его мать — ребецин Двора-Лея. С той поры он воспитывался в доме Алтер Ребе и изучал Тору под его руководством.

В восемь лет он уже углубленно изучал Талмуд и книги законоучителей, проявляя способность мгновенно усваивать материал и исключительную память.

С двенадцати лет он начал подробно записывать уроки деда — многие из этих записей, впоследствии просмотренных и исправленных самим Алтер Ребе, легли в основу книг Тора ор (Тора — свет) и Ликутей Тора (Собрание бесед по Торе), содержащих толкования Алтер Ребе на Пятикнижие.

После бар-мицвы Алтер Ребе установил особые часы занятий с внуком, во время которых они изучали такие сложнейшие книги, как Кузари р. Йеуды Алеви и Море невухим (Путеводитель заблудших) Рамбама , а также книги по кабале и устную традицию хасидизма.

Изучение законодательной части Торы юноша продолжал в хевруте (паре) с братом покойной матери р. Дов-Бером (Миттлер Ребе).

В 5563 /1803/ году, на четырнадцатом году жизни, Менахем-Мендл женился на своей двоюродной сестре Хае-Мушке, дочери р. Дов-Бера.

В этот период, не ограничиваясь записью услышанного от деда, тестя и других знатоков Торы, р. Менахем-Мендл начал писать собственные хидушим (аналитические заметки) и комментарии к изучаемым сочинениям.

В восемнадцать лет он закончил работу над своей первой книгой, названной Таамей амицвот (Смысл заповедей).

В 5572 /1812/ году, когда войска Наполеона вторглись в Россию, р. Менахем-Мендл вместе со всей семьей Алтер Ребе последовал за отступающей русской армией.

После изнурительных скитаний, продолжавшихся около пяти месяцев, они прибыли в Курскую губернию, где в одном из сел Алтер Ребе заболел и скончался, — р. Менахем-Мендл присутствовал при его последних часах.

Возвратившись в Белоруссию в 5574 /1814/ году, р. Менахем-Мендл поселился в городке Любавичи рядом с р. Дов-Бером, заменившем Алтер Ребе во главе движения Хабад. Р. Дов-Бер основал в Любавичах первую хабадскую ешиву, занятиями в которой руководил р. Менахем-Мендл.

В 5588 /1828/ году, послерти тестя, р. Менахем-Мендл был избран новым главой движения.

Ему сразу же пришлось вступить в борьбу с российскими властями. Еще летом 5587 /1827/ года император Николай I подписал указ, обязывающий евреев «отбывать рекрутскую повинность в натуре» — причем, не с восемнадцати лет, как все остальные, а с двенадцати — еще до бар-мицвы. Российское правительство рассматривало призыв как «воспитательную меру», способствующую постепенному вовлечению еврейских юношей в «лоно православной церкви». Р. Менахем-Мендл всеми силами противостоял усилиям военных властей по реализации императорского указа: он организовал целую систему выкупа малолетних рекрутов, а также подготовил укрытия и убежища, в которых дети прятались от рекрутского набора. Следуя его призыву, хасиды Хабада проникали в «школы кантонистов» и военные лагеря, чтобы поддержать мобилизованных евреев и укрепить их связь с Торой (Гдолей Русия).

Р. Менахем-Мендл сумел много сделать для восстановления единства в еврейском народе.

Вскоре после своего избрания главой Хабада он посетил Вильно (Вильнюс), Минск и другие центры литовского еврейства. В ходе этих поездок он установил тесные и сердечные отношения с такими выдающимися лидерами «литваков», как р. Ицхак Воложинер (р. Ицеле из Воложина), р. Арье-Лейб Шапиро (р. Лейбеле Ковнер) и р. Давид Лурье из Быхова (Радаль). Позднее многие из литовских знатоков Торы посетили его в Любавичах — был налажен постоянный обмен респонсами и алахическими открытиями (Гдолей адорот).

В 5603 /1843/ году р. Менахем-Мендл был вызван в Санкт-Петербург к министру просвещения Уварову, подготовившему ряд мер по русификации еврейского населения.

Правительство намеревалось заменить хедеры на казенные школы с преподаванием русского языка и общеобразовательных предметов, чтобы «мало-помалу уничтожить в евреях фанатизм отчужденности». Вместо ешив предполагалось создать специальные «раввинские» училища, преподавание в которых должно было вестись под руководством инспекторов-христиан. Зная о том, что евреи во всем следуют указаниям своих раввинов, Уваров рассчитывал провести свою реформу руками самих знатоков Торы. Для этого он призвал к себе еврейских руководителей: р. Ицхака из Воложина в качестве представителя евреев Литвы и р. Менахема-Мендла из Любавичей как представителя от хасидов. Однако Уваров натолкнулся на неприступную стену. За отказ подчиниться воле правительства р. Менахем-Мендл был подвергнут тюремному заключению — и освобожден лишь благодаря массированному давлению, организованному еврейскими лидерами всех направлений. После возвращения из Петербурга р. Менахем-Мендл значительно расширил свою ешиву в Любавичах, а также создал ее отделения в других городах Белоруссии — это было его оружием в борьбе с правительством (Сарей амеа 4:3, Гдолей Русия).

Во главу угла в своем служении Всевышнему р. Менахем-Мендл всегда ставил помощь другим евреям.

Однажды, когда он перед рассветом направлялся в дом молитвы, ему встретился еврей-торговец, попросивший взаймы три рубля, — торговец пояснил, что ему не хватает денег, чтобы закупить товар на сегодняшней ярмарке. Р. Менахем-Мендл пошарил по карманам и, не обнаружив денег, пригласил торговца зайти к нему домой после молитвы. Однако, уже войдя в дом молитвы и облачившись в талит, р. Менахем-Мендл подумал, что поступил нехорошо: ведь в ярмарочный день для торговца дорога каждая минута. Он немедленно снял талит, поспешил домой, взял несколько рублей и отправился на базарную площадь. После длительных поисков он нашел того человека, одолжил ему требуемую сумму и вернулся к молитве (Гдолей адорот).

Р. Менахем-Мендл достиг высочайшей ступени духовного совершенства, обретя контроль над своими чувствами.

Рассказывают, что, когда он сталкивался с явлениями, способными вызвать раздражение и гнев, он открывал соответствующий том кодекса Шульхан арух и погружался в изучение вопроса, разрешено ли гневаться по данному поводу. И пока он приходил к определенному заключению, его гнев улетучивался (там же).

Р. Менахем-Мендл умер в Любавичах тринадцатого нисана 5626 /1866/ года, в возрасте семидесяти семи лет.

Во главе движения Хабад егонил сын р. Шмуэль из Любавичей (5594-5643 /1834-1882/ гг.), а затем и внук — р. Шалом-Дов-Бер из Любавичей (5621-5680 /1860-1920/ гг.).

Послерти р. Менахема-Мендла его многочисленные респонсы были собраны в книге Цемах цедек (Росток праведности). Книга получила всеобщее признание и широко использовалась для установления законодательных норм.

Один их духовных лидеров литовского еврейства р. Ицхак-Эльханан Спектор вспоминал, что в юности он побывал у р. Менахема-Мендла из Любавичей, но хасидский путь служения оттолкнул его — уж слишком много времени растрачивал глава Хабада на сбор пожертвований, на уединенную медитацию, на кабалистические беседы и на молитву. Но когда послерти р. Менахема-Мендла были опубликованы его респонсы, объединенные в книгу Цемах цедек, р. Спектор был потрясен его гениальностью и величием в «открытой», законодательной, части Торы. Р. Спектор утверждал, что если бы автор книги Цемах цедек был еще жив, он бы «первым пришел, чтобы стать его хасидом» (Гдолей адорот).

В последующих поколениях название этой книги заменило собой имя автора — р. Менахем-Мендл из Любавичей вошел в историю еврейской мысли под именем Цемах цедек.

С разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…