Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По отцовской линии происходил от знаменитого раввина Праги и Познани р. Мордехая Яфе (Бааль Алевушим)

Раби Элияу бар Яаков Раголер (5554-5610 /1794-1850/ гг.) — выдающийся законоучитель и кабалист.

По отцовской линии происходил от знаменитого раввина Праги и Познани р. Мордехая Яфе (Бааль Алевушим), а по материнской — от прославленного краковского мудреца р. Натана-Неты Шапиро (см.), автора кабалистического трактата Мегале амукот (Открывающий глубины).

Изучал Тору у отца. Полтора года учился в воложинской ешиве под руководством р. Хаима из Воложина. Обладая уникальной работоспособностью и редчайшей памятью, приобрел обширные познания в талмудической и законодательной литературе, а также в области кабалы.

Предание рассказывает, что р. Элияу прибыл в Воложин, рассчитывая получить от р. Хаима сокровенное учение, воспринятое им от Виленского Гаона. Р. Хаим откликнулся на его просьбу — он назначил определенные часы, в которые они вдвоем занимались в отдельной комнате. Однако эти беседы вскоре разочаровали ученика: вместо ожидаемых кабалистических тайн, р. Хаим рассказывал ему бесчисленные житейские случаи и притчи, смысл которых от ученика ускользал. В конце концов р. Элияу решил, что он попросту теряет время, которое мог бы использовать для занятий Торой, — несмотря на настойчивые уговоры наставника, он покинул Воложин (Толдот Элияус. 19; Сарей амеа 3:7).

Поставленный перед необходимостью содержать семью, р. Элияу принял на себя раввинскую должность: первоначально он возглавил крошечную общину литовского местечка Шат, расположенного возле г. Кейданы (Кедайняй). В 5581 /1821/ году, в возрасте двадцати семи лет, он стал главным раввином г. Раголы (от названия этого города и образовалось фамильное прозвище «Раголер», под которым р. Элияу вошел в историю еврейской мысли).

Молодой раввин прославился своим гостеприимством и щедрой благотворительностью. Двери его дома не запирались — любой странник, посещавший Раголу, находил у него угощение и ночлег. Каждый вечер перед сном, р. Элияу объявлял бесхозным все принадлежащее ему имущество, чтобы никто из гостей, среди которых попадались очень подозрительные бродяги, не оказался виновным в воровстве (Сарей амеа 2:38).

В последующие годы р. Элияу возглавлял общину и ешиву Слободки, еврейского пригорода Ковно (Каунаса), а с 5600 /1840/ года и до конца жизни был раввином польского города Калиша.

Р. Элияу Раголера называли «живой талмудической энциклопедией». По свидетельству его учеников, за свою жизнь он успел углубленно проучить весь Талмуд около пятисот раз. Он использовал для занятий каждое свободное мгновение: за краткий отрезок времени, который требуется для того, чтобы снять ручной и головной тфилин после молитвы, р. Элияу успевал повторить по памяти до сорока страниц сложнейшего талмудического текста.

Следуя педагогической концепции Виленского Гаона, р. Элияу Раголер утверждал, что основой любых достижений в изучении Торы является совершенное знание Пятикнижия.

«Я очень прошу, — писал он своему зятю, — чтобы ты изо дня в день изучал соответствующий раздел Пятикнижия, и именно с простым комментарием Раши, без дополнительных толкований, в сердечной простоте, чтобы ясно понимать, как Раши объясняет прямой смысл стихов. И также установи себе определенную норму, которую бы ты ежедневно изучал в Книгах Пророков и в Писании, и повторяй все изученное не менее пяти раз. Ведь фундамент подлинных достижений заключается именно в приобретении эрудиции в стихах Танаха. …Знание стихов помогает запомнить относящиеся к ним толкования мудрецов, составляющие Талмуд. …И счастлив тот, кто основательно изучил Пятикнижие в самом начале своего пути, еще до того, как добрался до занятий Талмудом» (Толдот Элияу с. 16).

Особое внимание в своей раввинской практике р. Раголер уделял сохранению еврейских обычаев и традиций, в которых он видел прямое выражение Б-жественной воли.

«Если обычай принят всем еврейским народом, — объяснял он, — это явный признак того, что такой обычай возник в результате пророческого откровения, внушенного свыше всему народу. …Ведь если евреи стремятся поступать по воле Небес, Б-г Сам указывает им верный путь, вкладывая в их сердца интуитивное понимание» (Яд Элияу, Псак 25).

В течение многих лет р. Элияу Раголер изучал кабалистичекие труды Виленского Гаона.

В возрасте пятидесяти пяти лет р. Элияу тяжело заболел.

Он был убежден: болезнь пришла к нему в качестве наказания за то, что он в юности пренебрег уроками кабалы, которые давал ему р. Хаим из Воложина. В конце своих дней он понял, что «каждое слово р. Хаима было великим ключом к истинной мудрости кабалы» (Толдот Элияу с. 19).

Р. Элияу Раголер умер десятого хешвана 5610 /1850/ года.

Похоронен рядом с могилой выдающегося законоучителя р. Авраама Гомбинера, написавшего в Калише свою знаменитую книгу Маген Авраам, — место рядом с его могилой пустовало на протяжении почти двух веков.

Аналитические заметки к Талмуду, принадлежащие перу р. Элияу Раголера, а также его респонсы и законадательные решения (псаки), собраны в книгу Яд Элияу (Рука Элияу).

Около тридцати пяти рукописных книг, в том числе и его многочисленные исследования в области кабалы, еще не изданы.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.