Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Происходил из рода царя Давида. Сын р. Давида из Лелова, основателя хасидской династии Лелов.

Раби Моше бар Давид Бидерман (р. Моше из Лелова; 5535-5611 /1775-1851/ гг.) — один из духовных лидеров хасидизма.

Происходил из рода царя Давида. Сын р. Давида из Лелова, основателя хасидской династии Лелов.

Женился на дочери праведника р. Яакова-Ицхака из Пшисхи (Аид Акадош).

После смерти отца, последовавшей в 5574 /1814/ году, р. Моше сменил его во главе хасидской общины Лелова.

В 5603 /1843/ году р. Моше стал главным раввином польского города Пшедбуж, расположенного севернее Кракова, на реке Пилице, впадающей в Вислу.

В 5611 /1850/ году, в возрасте семидесяти пяти лет, р. Моше осуществил мечту всей своей жизни: вместе с двумя сыновьями и их семьями он отправился на Землю Израиля.

Перед отъездом р. Моше посетил многих хасидских лидеров, чтобы заручиться их благословениями и напутствиями. Его друг, р. Сар-Шалом Рокеах, основатель хасидской династии Белз, провожал его до трапа корабля, отплывавшего на Святую Землю.

Поскольку плавание проходило в месяце тишрей, р. Моше захватил с собой на корабль ветви для сукки (шалаша), а также арбаат аминим (четыре вида растений), на которые произносится особое благословение в праздник Суккот. Всю дорогу р. Моше поддерживал свежесть этих растений, но когда приблизился праздник, ветви ивы уже высохли и осыпались. Р. Моше попросил капитана повернуть к ближайшему берегу, — а поскольку тот наотрез отказался изменить курс, пришлось заплатить ему изрядную сумму из средств, припасенных на расходы в Земле Израиля. Корабль пристал к одному из островов, где росли ивы, и р. Моше с величайшей радостью выполнил заповедь (Гдолей адорот).

Хасидское предание рассказывает, что, прибыв в Йерушалаим, р. Моше собирался сразу же отправиться к Стене плача, чтобы в страстной молитве попросить Всевышнего о прекращении изгнания и конечном избавлении всего народа Израиля. Р. Моше даже приготовил специальный шофар, чтобы трубным звуком возвестить о приходе Машиаха.

Однако сразу же по прибытии в святой город р. Моше тяжело заболел — более двух месяцев он пролежал, прикованный к постели. В последний день своей жизни р. Моше попросил сыновей отнести его кровать к Стене плача, но арабы встретили их градом камней. После нескольких бесплодных попыток сыновьям пришлось отступить и возвратить отца в дом.

В тот же день, тринадцатого тевета 5611 /1851/ года, р. Моше Бидерман умер. Погребен в Йерушалаиме, на Масличной горе (в годы йорданской оккупации его могила была осквернена, а место, на котором она располагалась, распахано).

Его старший сын, р. Элазар-Мендл из Лелова, стал одним из лидеров хасидов Йерушалаима.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.