Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби Эльханан-Буним Вассерман (5635-5701 /1875-1941/ гг.) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения.

Учился в ешиве г. Телза (Тельшая) у р. Элиэзера Гордона и р. Шимона Шкопа.

Особенно сильно юный Эльханан был привязан к р. Шимону Шкопу. По свидетельству жены р. Шимона, именно Эльханан дольше всех провожал наставника после его уроков в ешиве, заходил с ним в дом — и они вдвоем обсуждали идеи, прозвучавшие на уроке, до тех пор, пока наставник не отправлялся спать (Рав Х.-Ш. Розенталь, Тора йевакшу мипиу с.25).

В последующие годы он занимался под руководством р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера; см.) — сначала в Воложинской ешиве, а затем, после ее закрытия российскими властями, — в Бриске (Брест-Литовске).

После женитьбы р. Вассерман совершенствовал свои познания в колеле (ешиве для семейных знатоков Торы), созданном в г. Радине р. Исраэлем-Меиром Акоэном (Хафец Хаимом; см.).

В 5670 /1910/ году р. Вассерман занял пост даяна (судьи) в Бриске, где общину возглавлял его наставник р. Хаим Соловейчик.

В начале первой мировой войны Бриск сгорел во время боев, и р. Вассерман вернулся в Радин, к Хафец Хаиму. Зимой 5675 /1915/ года, когда линия фронта приблизилась к Радину, р. Вассерман вместе с Хафец Хаимом и его ешивой обосновался в г. Смолевичах, возле Минска. Позднее, передвигаясь вместе с отступающими русскими войсками, они добрались до Могилева.

После войны р. Вассерман основал ешиву Оэль Тора (Шатер Торы) в городе Барановичах, отошедшем к независимой Польше.

И в эти годы он не прерывал тесной связи с Хафец Хаимом — каждый год р. Вассерман приезжал в Радин на Рош ашана и Йом кипур, чтобы молиться в присутствии великого праведника. Именно р. Вассерман удостоился принять от Хафец Хаима сокровенную традицию, связанную с секретами кабалы.

После смерти Хафец Хаима, последовавшей в 5693 /1933/ году, р. Вассерман стал его духовным преемником. Он являлся одним из лидеров всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).

В 5697 /1937/ году р. Вассерман написал небольшую статью, названную Иквета димешиха (Перед приходом Машиаха). В этой статье он представил всесторонний анализ современного состояния еврейского народа и, следуя оценке Хафец Хаима, указал, что данная эпоха непосредственно предшествует геуле — конечному избавлению, связанному с приходом царя-машиаха.

Он рисует трагическую картину духовного разложения еврейского большинства, «служащего демократии, социализму, коммунизму и прочим “измам”, в изобилии посыпавшимся на наше поколение» — и как следствие этого, «большая часть детей растет настоящими гоями». В большевистской России, где «евсеки бесчинствовали в течение двадцати лет, выкорчевывая даже память о Торе, …молодое поколение уже не имеет никакого представления о том, что значит быть евреем». Даже Святая Земля, призванная стать оплотом духовного возрождения, «заселяется отступниками, намеренно гневящими Б-га». Эта ситуация, по мнению р. Вассермана, чревата для народа невиданной катастрофой. Ведь, «когда евреи преступают границу и приближаются к гоям ближе установленного предела, гои силой выталкивают их обратно, восстанавливая исходное равновесие». «Когда на нас поднимется очередной Аман, — писал р. Вассерман, — нам следует понимать, что этот Аман — не что иное, как палка, брошенная в нас с Неба». Выполняя свою функцию «палки» в руке Творца, «гои треснут евреев по голове и скажут яснее ясного: знайте, что вы — евреи, и останетесь евреями даже против собственной воли».

«В наше время, — констатировал он, — евреи избрали для себя два главных идола, которым они приносят свои жертвы: речь идет о социализме и национализме (сионизме). …И произошло чудо: на Небесах эти два идолослужения объединили в одно — национал-социализм — и сделали из него жезл страшного гнева» (Иквета димешиха).

Эта книга, написанная на идиш, была издана в самом начале 5699 /1939/ года и немедленно переведена на иврит, а позднее на многие европейские языки, в том числе, и на русский.

В 5690-е /1930-е/ годы ешива р. Вассермана в Барановичах приобрела всемирную славу, и число студентов в ней возросло до четырехсот. Из года в год ему приходилось объезжать богатые общины США, Англии и Германии, собирая благотворительные средства на поддержку ешивы.

День начала второй мировой войны он встретил в Америке, и ему немедленно предложили политическое убежище. «У меня там четыреста сыновей, — сказал он. — Как же я могу их оставить?!».

Вместе со своей ешивой, бежавшей из советской оккупационной зоны в независимую Литву, он оказался в Ковно (Каунасе). С приходом нацистов всех евреев города перевели в гетто, расположенное в пригороде Ковно, Слободке.

Одиннадцатого тамуза 5701 /1941/ года литовские полицейские ворвались в комнату, где р. Вассерман занимался со своими студентами. Литовцы отконвоировали их в Девятый форт ковенской крепости, где обычно проводились массовые «ликвидации» еврейского населения. По свидетельству чудом уцелевшего очевидца, по пути р. Вассерман разъяснял ведомым на казнь евреям смысл и значение заповеди «кидуш Ашем» (освящения Имени Б-га). «В Небесах нас избрали для того, чтобы искупить народ Израиля — говорил он. — Времени осталось совсем немного, до Девятого форта рукой подать — мы должны обратиться к Б-гу в полном раскаянии, и тогда наше жертвоприношение будет принято с благоволением на Небесах. Благодаря этому будут спасены жизни наших братьев и сестер в Америке и других странах». Он говорил мягким, спокойным голосом, как на уроке в ешиве, — ни в его походке, ни в выражении лица не было заметно никаких изменений. Перед самым расстрелом р. Вассерман произнес: «Пойдемте с высоко поднятой головой! …Мы сейчас выполняем самую великую заповедь — кидушАшем». Он обратил особое внимание своих спутников на то, чтобы в этот момент выполнения последней заповеди у них «не было, не дай Б-г, никаких посторонних мыслей, делающих жертвоприношение непригодным» (Гдолей адорот; Бесетер раам с.406).

Р. Эльханан-Буним Вассерман погиб рядом со своими учениками, освятив Имя Б-га.

В послевоенные годы записи его лекций, прочитанных в ешиве, были собраны в книгу Ковец ашиурим (Собрание уроков). Эта книга широко изучается в ешивах по всему еврейскому миру.

Его статьи и беседы по сложнейшим вопросам еврейского мировоззрения были объединены в сборник Ковец маамарим (Собрание статей).

С разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…