Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Философия, Рав Александр Кац, Италия
Раби Элияу Дельмедиго (ок. 5220-5257 /1460-1497/ гг.) – выдающийся религиозный мыслитель.
Родился на о. Крит. Происходил из известного рода знатоков Торы, родоначальником которого был р. Йеуда Дельмедиго, прибывший на остров Крит из Германии около 5160 /1400/ года. Фамильное прозвище Дельмедиго родилось от латинского слова дель-медико (врач).
Получил широкое общее образование, владел пятью языками. Преподавал в университете итальянского г. Падуи. Написал на латыни ряд сочинений, посвященных анализу философии Аристотеля. Переводил на латынь труды арабских философов.
На святом языке написал философский трактат Бхинат адат (Исследование веры), в котором рассматриваются взаимоотношения веры и философии. Автор указывает, что в большинстве случаев основы веры и выводы философского исследования можно согласовать, – но если они противоречат друг другу, еврей обязан следовать принципам своей веры, восходящей к пророческому источнику.
Некоторое время р. Дельмедиго был главой ешивы в Падуе. В 5254 /1494/ году у у него возникли разногласия по вопросам веры с главным раввином Падуи р. Йеудой Минцем, и он был вынужден покинуть город.
Умер в 5257 /1497/ году, не достигнув сорока лет.
В похоронной процессии участвовали не только евреи, но и его коллеги-философы, и его ученики-христиане.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.