Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Сотворение мира, Философия, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац
Раби Хасдай бар Авраам Крескас (5100-5172 /1340-1412/ гг.) — выдающийся мыслитель, духовный лидер евреев Испании.
Изучал Тору в Барселоне у Рана, а его старшим соучеником и ближайшим другом был р. Ицхак бар Шешет (Риваш;).
В 5130 /1370/ году, вместе со своим наставником и Ривашем, р. Крескас был схвачен по ложному доносу и подвергнут заключению. После освобождения он переселился в Сарагосу и стал даяном (судьей) общины этого города.
В 5151 /1391/ году во время антиеврейских гонений, охвативших большую часть Испании, погиб единственный сын р. Крескаса, едва достигший двадцатилетнего возраста.
В период этих погромов было убито более ста тысяч евреев, еврейские кварталы городов опустели.
В 5153 /1393/ году р. Крескас получил разрешение властей воссоздать общину в Барселоне, а затем и в Валенсии. Он основал ешиву и подготовил множество учеников; наиболее выдающимся среди них был р. Йосеф Альбо, автор знаменитой Сефер Аикарим (Книги основ).
Раби Крескас стал общепризнанным главой нового поколения евреев Испании.
В 5170 /1410/ году р. Крескас завершил свой основной труд — философский трактат Ор Ашем (Свет Всевышнего). В этой книге он оспаривает философские концепции Рамбама, восходящие к метафизике Аристотеля.
В тот период книги Аристотеля, переведенные на иврит, овладели умами евреев Испании, и поэтому возрождение еврейского самосознания было невозможно без преодоления этой духовной власти. Р. Крескас подчеркивал, что к подлинному познанию Всевышнего приводит не интеллектуальное конструирование, а приобщение к традиции, основанной на пророческом откровении.
Особенно глубоко р. Крескас разрабатывает учение о непрерывном Творении. Он развивает заложенную в Талмуде идею о том, что Всевышний извечно созидал непрерывный ряд миров, вступающих в бытие после разрушения предыдущей Вселенной — в Торе же указан лишь порядок сотворения нашего мира, поскольку остальные миры находятся вне сферы нашего восприятия, ограниченного рамками пространства и времени.
Р. Крескас говорит о том, что Творение стало выражением любви Творца к человеку, а наше служение, заключающееся в выполнении Его заповедей, должно стать выражением нашей ответной любви к Творцу.
Мировоззренческие концепции р. Крескаса перешагнули границы еврейского мира — его аргументы, направленные против метафизики Аристотеля, широко использовали знаменитые итальянские мыслители Возрождения Пико дела Мирандола и Джордано Бруно. Его концепция бесконечности легла в основу современных научных представлений о бесконечной Вселенной.
Р. Крескас умер в Сарагосе, в 5172 /1412/ году.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.