Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Тора и наука, Философия, Испания, Рав Александр Кац, Херем
Раби Видаль Крескас (Рабейну Крескас) — знаменитый комментатор Талмуда.
Выходец из г. Барселоны. Его наставником был р. Аарон Алеви (Араа), один из ближайших учеников Рамбана.
Рабейну Крескас написал хидушим (аналитические заметки) ко многим трактатам Талмуда. Многочисленные отрывки из них приводятся в сборнике Шита мекубецет, составленном р. Бецалелем Ашкенази.
В течение ряда веков считалось, что целиком его сочинения не сохранились. Однако в последние годы были идентифицированы его заметки к трактатам Ктубот и Гитин — они изданы и очень широко изучаются исследователями Талмуда.
Значительный промежуток времени рабейну Крескас прожил в Провансе, в г. Перпиньяне. Он поддержал борьбу одного из духовных лидеров евреев Прованса р. Аббы-Мари Аярхи против изучения евреями греческой философии. Именно рабейну Крескас разработал проект херема (отлучения), провозглашенного Рашбой в 5065 /1305/ году: «Юноши, не достигшие тридцати лет, которые изучают греческие книги и книги на языке халдеев (вавилонян), за исключением трудов по медицине, считаются отлученными и изгнанными из общины» — в конечном варианте этого отлучения Рашба снизил возрастной порог до двадцати пяти лет.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.