Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наиболее авторитетный в своем поколении законоучитель и талмудист

Раби Элиэзер бар Натан из Майнца (Рааван; ок. 4850-4930 /ок. 1090-1170/ гг.) — наиболее авторитетный в своем поколении законоучитель еврейских общин Германии.

Родился и учился в г. Майнце, а затем стал даяном в родном городе.

Его законодательные постановления пользовались исключительным авторитетом среди евреев всей Германии и Франции; из самых отдаленных общин диаспоры к нему обращались за решением наиболее сложных алахических проблем.

В 4910 /1150/ году вместе с внуками великого Раши, Рашбамом и рабейну Тамом, он возглавил съезд ста пятидесяти ведущих законоучителей, проводимый в городе Труа. На этом форуме были приняты важнейшие алахические постановления, обязательные для всех общин: запрет евреям обращаться в нееврейский суд с иском против других евреев, запрет принимать от нееврейских властей назначения на руководящие должности в еврейской общине и др.

Рашбам, духовный лидер французских евреев, который был по возрасту значительно старше Раавана, тем не менее, почтительно называл его «главою колен Израиля», «гаоном» и «праведником, на котором держится мир».

Рааван собрал свои наиболее значительные респонсы, алахические послания и законодательные решения в книгу, названную им Эвен аэзер (Камень помощи).

Это знаменитое название было взято им из стиха книги Шмуэля (I, 7:12): «И взял Шмуэль один камень, и поставил между Мицпе и Шейном, и назвал его Эвен аэзер (Камень помощи), сказав: До этого места помогал нам Б-г». Вместе с тем, в слове эвен (камень) было зашифровано имя автора.

Весь материал, включенный автором в эту книгу, расположен в соответствии с тематическим порядком Талмуда. В Эвен аэзере подробно разъясняются и обосновываются многие обычаи и молитвы, специфические для общин Ашкеназа (еврейское название Германии).

Некоторые из написанных им элегий (слихот и кинот), а также его религиозные гимны (пиюты) включены в ашкеназские махзоры — праздничные молитвенники.

Рааван скончался в городке Вюрцбурге, достигнув восьмидесятилетнего возраста.

Согласно преданию, он завещал, чтобы его тело было помещено в лодку и спущено по Рейну в сторону Майнца. Так и было сделано: как бы повинуясь руке незримого кормчего, лодка причалила у пристани Майнца, и евреи города с почетом погребли своего великого мудреца (Праким бетолдот Исраэль).

От Раавана из Майнца берет начало цепь выдающихся законоучителей. Его внуком был Раавья, знаменитый раввин из Кельна, а правнуком — Рош, один из величайших еврейских законоучителей всех времен. Сын и ученик Роша р. Яаков бар Ашер (Тур; см.) составил основополагающий свод еврейского закона Арбаа турим, и один из четырех основных разделов этого кодекса он назвал Эвен аэзер — в честь великой книги своего пращура Раавана.

С разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…