Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Комментарии Ривана, обладая безусловной самостоятельной ценностью, в то же время позволяют более полно и глубоко уяснить подход Раши к той или иной проблеме

Раби Йеуда бар Натан (Риван) — комментатор Талмуда; ученик и зять Раши.

Раши, у которого не было сыновей, выбирал женихов для своих дочерей из числа наиболее одаренных учеников. Свою старшую дочь, Мирьям, он отдал в жены Ривану.

Именно Риван, опираясь на рукописи Раши, создал окончательную редакцию его комментариев.

Сам Риван также написал комментарии к большей части Вавилонского Талмуда. В их основу легли составленные им в ешиве конспекты уроков Раши, а также многочисленные рукописи учителя. Комментарии Ривана, обладая безусловной самостоятельной ценностью, в то же время позволяют более полно и глубоко уяснить подход Раши к той или иной проблеме.

Наиболее известен и широко изучается комментарий Ривана к заключительной главе трактата Макот: здесь его комментарий помещен рядом с основным текстом Талмуда — вместо отсутствующего комментария Раши. Перед первыми словами Ривана пояснено: «Чистая душа нашего наставника (т.е. Раши) покинула его тело — далее он не прокомментировал. Отсюда и до конца — объяснение его ученика р. Йеуды бар Натана» (Макот 19б). Кроме того, в широко известном сборнике Шита мекубецет приведена значительная часть комментариев Ривана на трактат Ктубот.

В Тосафот упомянуты комментарии Ривана на Пятикнижие, но они до нас не дошли.

С разрешения издательства Швут Ами


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.