Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Раши, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Йеуда бар Натан (Риван) — комментатор Талмуда; ученик и зять Раши.
Раши, у которого не было сыновей, выбирал женихов для своих дочерей из числа наиболее одаренных учеников. Свою старшую дочь, Мирьям, он отдал в жены Ривану.
Именно Риван, опираясь на рукописи Раши, создал окончательную редакцию его комментариев.
Сам Риван также написал комментарии к большей части Вавилонского Талмуда. В их основу легли составленные им в ешиве конспекты уроков Раши, а также многочисленные рукописи учителя. Комментарии Ривана, обладая безусловной самостоятельной ценностью, в то же время позволяют более полно и глубоко уяснить подход Раши к той или иной проблеме.
Наиболее известен и широко изучается комментарий Ривана к заключительной главе трактата Макот: здесь его комментарий помещен рядом с основным текстом Талмуда — вместо отсутствующего комментария Раши. Перед первыми словами Ривана пояснено: «Чистая душа нашего наставника (т.е. Раши) покинула его тело — далее он не прокомментировал. Отсюда и до конца — объяснение его ученика р. Йеуды бар Натана» (Макот 19б). Кроме того, в широко известном сборнике Шита мекубецет приведена значительная часть комментариев Ривана на трактат Ктубот.
В Тосафот упомянуты комментарии Ривана на Пятикнижие, но они до нас не дошли.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.