Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Скромность, Санхедрин, Мудрецы Мишны, Рав Александр Кац
Рабан Шимон бен Гамлиэль из Явнэ (Рашбаг; умер ок. 3930 г. /170 г. н.э./) — наси Санхедрина в г. Уше.
Происходил из рода Гилеля (см.) (шестое поколение); сын и ученик рабана Гамлиэля, главы Санхедрина в Явнэ.
В годы гонений, связанных с подавлением восстания Бар Кохбы, укрывался в Вавилоне, а затем, возвратившись на родину, воссоздал Санхедрин, но уже не в Явнэ, а в галилейском городе Уше, ставшем новым центром изучения Торы.
В своей деятельности по возрождению еврейской общины на Земле Израиля р. Шимон бен Гамлиэль опирался на советы и помощь выдающихся учеников р. Акивы, среди которых был особенно близок с р. Йеудой бен Илаем (см.) и с р. Йоси бен Халафтой (см.).
Отличался исключительно скромностью: возглавляя Санхедрин, он, тем не менее, во всем следовал законодательным решениям р. Йоси.
Вместе с тем, алахический авторитет р. Шимона бен Гамлиэля был настолько велик, что в случаях его разногласий с кем-либо из мудрецов его поколения, закон всегда устанавливался в соответствии с его точкой зрения, кроме трех исключений, специально оговоренных в Талмуде (Гитин 75а).
Около 100 законодательных решений приведено от его имени в Мишне, и значительно больше — в Тосефте и многочисленных барайтах (дополнениях к Мишне).
Среди его учеников были его сын р. Йеуда Анаси (см.) и р. Элазар, сын р. Шимона бар Йохая (см.).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.